
Недавно Налоговая служба предоставила разъяснения по обжалованию решений и действий инспекторов при проверке контрольно-кассовой техники. Журнал «Расчет» обратился к Ольге Омельченко, юристу и руководителю компании «Диалог Эксперт», с просьбой изучить комментарии ФНС и поделиться ими с читателями.
В марте Федеральная налоговая служба России разместила на официальном сайте разъяснения по вопросу обжалования решений налоговых органов и действий контролёров при проверке работы кассовой техники компаний и индивидуальных предпринимателей.
Ведомство уточнило порядок обжалования решений контролирующих органов, действий или бездействия их сотрудников при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ и при производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции.
Вне зависимости от того, покупает ли клиент товар или оплачивает выполненные работы или полученные услуги, использование кассы обязательно.
За выполнение контроля и надзора за соблюдением правил использования ККТ отвечает налоговая служба. Такое положение установлено статьёй 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Мораторий на кассовые проверки
В 2020 году, во время пандемии, проведение проверок бизнеса, включая кассовую дисциплину, было невозможно. Властями введен мораторий на подобные мероприятия.
В 2021 году правительство РФ отменило ограничения. Контролерам вернули право проверки соблюдения бизнесом законодательных требований к использованию кассовой техники. Налоговая служба может провести проверку и за предыдущий год, когда действовали ограничения на контрольные мероприятия.
Это связано с тем, что срок давности привлечения организации к административной ответственности за налоговые правонарушения — один год. Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2021 года № АБ-2-20/671@.
Каковы действия по итогам проверки соблюдения компанией правил использования контрольно-кассовой техники?
Результаты проверок оформляются актом налоговой службы. Предприниматели могут оспорить полученные документы, а также действия или бездействие работников ФНС.
Досудебный порядок
Бизнес может оспорить результаты кассовой проверки двумя путями: досудебным или судебным, установленных законодательством. Досудебный путь предполагает подачу жалобы через Единый портал госуслуг в вышестоящий налоговый орган – обычно это управление ФНС по данному региону.
Для направления жалобы обязательна подтвержденная учетная запись и ключ электронной цифровой подписи у ИП или организации.
До 2023 года досудебный порядок оспаривания не является обязательным. В случае обжалования итогов проверки ККТ проверяющими компания или предприниматель могут подать иск непосредственно в суд.
Срок для досудебного обжалования
Дедлайны для подачи жалоб в вышестоящие налоговые инспекции зависят от того, вступила ли в силу оспариваемая документация.
Апелляционная жалоба на решение, не вошедшее в законную силу, подаётся в течение месяца с момента получения документа под расписку, а на решение, вошедшее в законную силу – в течение года с момента его вынесения.
Порядок рассмотрения
Бизнес направляет жалобы в вышестоящий налоговый орган, которые обычно рассматриваются без участия заявителя. Исключение составляют существенные разногласия в материалах дела и доводов предпринимателей. Жалобу необходимо рассмотреть в течение месяца со дня ее поступления.
Об удовлетворении сообщения, содержащегося в жалобе, или о каждом отказе сообщат заявителю в течение трёх суток с момента принятия решения.
Судебный порядок
Компания или ИП вправе обратиться в суд, не прибегая к досудебному урегулированию спора.
Возможна подача иска после решения суда, если предприниматель пытался урегулировать спор с ревизорами через жалобу, но решение не удовлетворило бизнес. Подсудность таких дел – арбитражный суд региона по месту нахождения налогового органа, действия которого обжалуются.