Рекомендации Минфина по нормированию расходов на горюче-смазочные материалы

Автор:
Фото: img.freepik.com


Налоговый кодекс не устанавливает нормативов расходов на горюче-смазочные материалы для служебных автомобилей. Министерство финансов не предъявляет прямых требований, однако советует их осуществлять.


Для предприятий, работающих с транспортом, порядок списания горючего часто вызывает трудности. Иногда даже приходится разбираться с налоговой инспекцией: по каким правилам считать расход топлива и существуют ли такие правила вовсе.


Расходы на топливо и смазочные материалы компания может включать в состав расходов при расчёте стоимости владения автомобилем, исходя из его предназначения.

  • материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • В состав прочих расходов, непосредственно относящихся к производству и реализации продукции, включаются расходы на содержание служебного транспорта (п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

О нормировании этих расходов в обеих ситуациях не упоминается. .


Министерство транспорта Российской Федерации установило нормативные показатели потребления горючего и смазочных средств в автомобильном транспорте (распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р).


Документ указывает, что нормы предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, работающих в сфере управления и контроля, предпринимателей и других субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России. Для остальных фирм применение этих норм не обязательно, но возможно.


В пункте 3 методички указано, что нормы предназначены также и «для расчетов по налогообложению предприятий». Может ли это означать, что расходы на приобретение горюче-смазочных материалов можно учитывать в налоговой себестоимости только в пределах норм?


Организации могут не устанавливать нормативы расходов на приобретение ГСМ, но могут самостоятельно утвердить их, например, основываясь на Методических рекомендациях. Министерство финансов в письме от 24 сентября 2024 г. № 03-03-06/1/91832 вновь советует для целей налогообложения прибыли применять нормы Минтранса России.

Нормирование может пригодиться как для обеспечения экономической оправданности расходов.


Налоговый кодекс не устанавливает нормы расходов на горюче-смазочные материалы. Вместе с тем, предъявляет требование экономической обоснованности расходов. Компания, эксплуатирующая транспортные средства, должна иметь утвержденные нормативы. Без них доказать проверяющим обоснованность расходов на ГСМ невозможно.


В зависимости от особенностей работы автомобилей и их потребления топлива можно установить собственные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Для этого можно использовать техническую документацию и информацию производителя. Также чиновники советуют прибегнуть к нормам расхода ГСМ на автомобильном транспорте, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.


Разрабатывая внутренние нормативы, следует руководствоваться ими. Можно использовать показатели из технической документации, данные контрольных замеров расхода топлива и поправочные коэффициенты для корректировки базовых норм в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта (п. 5 и 6 методички). Так налоговые органы не смогут оспорить расходы и доначислить налог. Разработанные нормативы нужно утвердить приказом руководителя.


Например, вот формула, применимая к легковым автомобилям.

Нормативный расход топлива (л)

=

0,01 х Базовая норма расхода топлива (л/100 км)

х

Пробег автомобиля (км)

х

1 + 0,01 х суммарный поправочный коэффициент (%)