Модернизация неликвидного имущества: особенности списания

Автор:
Фото: img.freepik.com


Предел включения имущества к амортизируемому в налоговом учёте составляет 100 000 рублей. Если первоначальная стоимость ОС меньше указанной суммы, её разрешается списать единовременно в расходы при вводе в эксплуатацию. Тем не менее объект продолжает существовать физически, его используют в производстве, возможно потребуется ремонт, а в некоторых случаях даже модернизация. Как списывать подобные расходы?

Амортизируемое имущество в налоговом учете


Имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, используемое для получения дохода и стоимость которого уменьшается за счет начисления амортизации, признается в налоговом учете амортизируемым.


Имуществу, срок службы которого превышает 12 месяцев и стоимость которого равна или выше 100 000 рублей по первоначальной цене, присваивается статус амортизационного объекта (п. 1 ст. 256 НК РФ).


Расходы на покупку объектов с износом учитываются при расчете налоговой базы постепенно через начисление амортизационных отчислений.


Амортизационным требованием не обладают объекты стоимостью до 100 000 рублей, которые называются «малоценками». Стоимость таких объектов зачисляется в материальные расходы и обычно списана полностью при вводе в эксплуатацию.


Такое имущество возможно использовать несколько лет. В таком случае предприятие может не списать его сразу, а осуществлять это постепенно в течение всего периода эксплуатации (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как малоценка становится амортизируемым имуществом


Можно ли отнести малоценку к амортизируемому имуществу?


Возможно. Министерство финансов неоднократно об этом предупреждало (см., например, письмо от 18 января 2021 г. № 03-03-06/1/2001).

На эту же тему – письмо Минфина от 17 июня 2021 г. № 03-03-06/1/47706.


После модернизации операционной системы её начальная цена может превысить 100 000 рублей. В таком случае предприятие должно перевести её в амортизируемое имущество, независимо от того, что изначально затраты на приобретение были учтены как материальные расходы.

Из письма понятно, как списать затраты на модернизацию.

Решаем вопрос с первоначальной стоимостью


Письмо Министерства финансов от 17 июня 2021 г. № 03-03-06/1/47706 гласит, что расходы на модернизацию необходимо учитывать за счет начисления амортизации.


Согласно статье 257 НК РФ, пункт 2, если остаточная стоимость основных средств равна нулю, организации могут повысить первоначальную стоимость объекта, даже если она исходно была нулевой, на сумму расходов по модернизации.


Модернизированный объект, применяемый в качестве средства труда, в налоговом учёте признается амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль. Остаточная стоимость такого объекта будет равна нулю, а новая первоначальная — расходам на его модернизацию.


Подобный взгляд также прослеживается в разъяснениях Федеральной налоговой службы (смотри решение ФНС от 22 октября 2018 года № СА-4-9/20538@).


При расчете амортизации после модернизации нельзя учитывать первоначальную стоимость, определенную при вводе объекта в эксплуатацию (если она уже полностью списана на расходы). При остаточной стоимости нуля амортизацию начисляют исходя из новой первоначальной стоимости, которая равна стоимости модернизации.