Освобождение от налога при передаче земельного участка

Автор:
Фото: img.freepik.com


Земельные участки, исключенные из оборота, освобождаются от земельного налога при условии их использования для размещения объекта, принадлежащего федеральному правительству, и при наличии на них закрытого административно-территориального образования, предназначенного для определенного вида деятельности.


Неправомерно расширять толкование подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ и подпункта 7 пункта 4 Земельного кодекса, полагая, что земельные участки, изъятые из оборота федеральными органами, не подлежат обложению земельным налогом.


В Определении КС РФ от 13.03.2025 № 598 указано, что п. 4 ст. 27 Земельного кодекса устанавливает необходимость наличия конкретного объекта для изъятия земельного участка из оборота. Согласно п. 2 ст. 389 НК, предусматривающему освобождение изъятых земель от земельного налога, данная норма распространяется только на участки, находящиеся в федеральной собственности и используемые в соответствии с видами деятельности, по которым были созданы ЗАТО.


Закон о ЗАТО определяет перечень организаций, занимающихся разработкой, изготовлением, хранением и утилизацией оружия массового поражения, переработкой радиоактивных и других материалов, представляющих техногенную опасность, а также военными и иными объектами. Для этих объектов, в целях обеспечения обороны и безопасности государства, устанавливается особый режим безопасного функционирования, который включает в себя специальные условия проживания граждан.


Участки земли, на которых расположены объекты, представляющие важность для государственной безопасности и являющиеся закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО), находятся в собственности государства и предоставляются в постоянное пользование.


Земельный участок, исключенный из оборота, освобождается от налога при условии, что на нем расположен объект, предназначенный для деятельности, осуществляемой в ЗАТО, а не просто принадлежит организации, ведущей соответствующую деятельность. Такая земля может использоваться ею для бытовых, рекреационных и других нужд, не связанных напрямую с формированием закрытого административно-территориального образования.


Документ: Решение КС РФ от 13 марта 2025 года № 598-О, устанавливающее отказ в принятии к рассмотрению жалобы федерального государственного унитарного предприятия Производственное объединение «Маяк» в связи с предполагаемым нарушением его конституционных прав положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ и подпункта 7 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ».


П. 2 Обзора правовых позиций, сформированных Конституционным и Верховным Судами РФ в первом квартале 2025 года.
Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.