Учет и налогообложение банковских гарантий

Автор:
Фото: img.freepik.com


Как включать в налогообложение и учитывать банковскую гарантию? Этот инструмент применяется для выполнения различных обязательств, упрощает возврат НДС и помогает в работе с покупателями и поставщиками.

Какие операции относятся к банковским


Для обслуживания клиентов банки устанавливают разные комиссии.
Полный список банковских операций содержится в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.


В соответствии с подписанными соглашениями, банки имеют право:

  • Открывать и обслуживать расчетные счета юридических лиц.
  • Выполнять расчётно-кассовые операции (выполнять платежи от имени организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществлять инкассацию, выдавать наличную денежную сумму и т.д.).
  • покупать и продавать иностранную валюту;
  • Предоставлять кредиты, открывать кредитные линии, выдавать поручительства и банковские гарантии.
  • Управлять деньгами и другими ценностями по доверенности.
  • Предлагается услуга аренды специализированных помещений, хранилищ и сейфов для безопасного хранения документов и ценностей.
  • проводить лизинговые операции и др.


При исчислении налога на прибыль затраты на банковские услуги как правило включают в состав расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
внереализационных расходов .

Какими документами подтвердить расходы


В договоре с клиентом банк устанавливает размер комиссий и платежей за банковские операции.


Договор и выписка по счету подтверждают расходы на банковские комиссии и другие платежи. Другие документы, например, акт о предоставлении услуг, могут быть применены в случае, если банк их оформляет.


При наличии НДС к банковской операции банк выдаст счет-фактуру.

На какие расходы распространяется оплата банковской гарантии?


Выдача банковских гарантий — это банковское обслуживание.


Если закон не обязывает оформить банковскую гарантию, но договор требует ее получить, оплату комиссии банка включайте в расчет.
внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ)
.


В бухгалтерском учете расходы на банковские услуги включаются в состав других расходов по п. 11 ПБУ 10/99.

Учет и налоги


В бухгалтерском учёте банковская деятельность отражается на забалансовом счёте 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданных».


В бухгалтерском учете расходы на банковские услуги записывают однократно на счет 91-2.


Получение банковской гарантии не зависит от реализации товаров, работ или услуг, а при её возвращении затраты не формируются.


В налоговом учете плату за банковскую гарантию распределяют равномерно среди внереализационных расходов на весь период действия гарантии, независимо от графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.).


При предоставлении банковской гарантии на период, охватывающий несколько отчетных периодов, оплата банку начисляется равномерно в течение всего срока действия гарантии (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). Об этом указано в письме Минфина от 7 февраля 2022 г. № 03-03-06/1/7902.

Как включить затраты на предоставление банковской гарантии в расчет?

Фирме для исполнения обязательств по договору поставки предоставили банковскую гарантию на три месяца в размере 3 000 000 рублей. За выданную гарантию банк получил вознаграждение – 21 000 рублей. Из-за несвоевременной оплаты товара контрагент обратился в банк с запросом о погашении задолженности по гарантии. В бухгалтерии были проведены записи:

Дебет 009

– Три миллиона рублей – банку выдали продавцу банковскую гарантию.

Дебет - 76, субсчет "Контрагент", кредит - 76, субсчет "Банк-гарант".

Требование об оплате за организацию предъявлено банку-гаранту в размере 3 000 000 руб.

Дебет 76, субсчет Банк-гарант Кредит 51

– 3 000 000 рублей – погашен долг перед банком-гарантом.

Кредит 009

–37 000 000 руб. – списана банковская гарантия.

Бухгалтер учёл вознаграждение за банковскую гарантию как однократную выплату.

Дебет 76, субсчет Банк-гарант Кредит 51

– Вознаграждение банку за банковскую гарантию составило 21 000 рублей.

Дебет 91-2 Кредит 76, субсчет Банк-гарант

– 21 000 рублей – вознаграждение за выдачу банковской гарантии включено в состав прочих расходов.

Получение банковской гарантии зависит от условий договора. В связи с этим бухгалтер фирмы при расчете налога на прибыль сумму вознаграждения в 21 000 рублей включил в состав внереализационных расходов равномерно в течение трех месяцев по 7000 рублей ежемесячно.

Подписка на новости и полезные материалы

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com