
Как включать в налогообложение и учитывать банковскую гарантию? Этот инструмент применяется для выполнения различных обязательств, упрощает возврат НДС и помогает в работе с покупателями и поставщиками.
Какие операции относятся к банковским
Для обслуживания клиентов банки устанавливают разные комиссии.
Полный список банковских операций содержится в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.
В соответствии с подписанными соглашениями, банки имеют право:
- Открывать и обслуживать расчетные счета юридических лиц.
- Выполнять расчётно-кассовые операции (выполнять платежи от имени организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществлять инкассацию, выдавать наличную денежную сумму и т.д.).
- покупать и продавать иностранную валюту;
- Предоставлять кредиты, открывать кредитные линии, выдавать поручительства и банковские гарантии.
- Управлять деньгами и другими ценностями по доверенности.
- Предлагается услуга аренды специализированных помещений, хранилищ и сейфов для безопасного хранения документов и ценностей.
- проводить лизинговые операции и др.
При исчислении налога на прибыль затраты на банковские услуги как правило включают в состав расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). внереализационных расходов .
Какими документами подтвердить расходы
В договоре с клиентом банк устанавливает размер комиссий и платежей за банковские операции.
Договор и выписка по счету подтверждают расходы на банковские комиссии и другие платежи. Другие документы, например, акт о предоставлении услуг, могут быть применены в случае, если банк их оформляет.
При наличии НДС к банковской операции банк выдаст счет-фактуру.
На какие расходы распространяется оплата банковской гарантии?
Выдача банковских гарантий — это банковское обслуживание.
Если закон не обязывает оформить банковскую гарантию, но договор требует ее получить, оплату комиссии банка включайте в расчет. внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ)
.
В бухгалтерском учете расходы на банковские услуги включаются в состав других расходов по п. 11 ПБУ 10/99.
Учет и налоги
В бухгалтерском учёте банковская деятельность отражается на забалансовом счёте 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданных».
В бухгалтерском учете расходы на банковские услуги записывают однократно на счет 91-2.
Получение банковской гарантии не зависит от реализации товаров, работ или услуг, а при её возвращении затраты не формируются.
В налоговом учете плату за банковскую гарантию распределяют равномерно среди внереализационных расходов на весь период действия гарантии, независимо от графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.).
При предоставлении банковской гарантии на период, охватывающий несколько отчетных периодов, оплата банку начисляется равномерно в течение всего срока действия гарантии (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). Об этом указано в письме Минфина от 7 февраля 2022 г. № 03-03-06/1/7902.
Как включить затраты на предоставление банковской гарантии в расчет?
Фирме для исполнения обязательств по договору поставки предоставили банковскую гарантию на три месяца в размере 3 000 000 рублей. За выданную гарантию банк получил вознаграждение – 21 000 рублей. Из-за несвоевременной оплаты товара контрагент обратился в банк с запросом о погашении задолженности по гарантии. В бухгалтерии были проведены записи:
Дебет 009
– Три миллиона рублей – банку выдали продавцу банковскую гарантию.
Дебет - 76, субсчет "Контрагент", кредит - 76, субсчет "Банк-гарант".
Требование об оплате за организацию предъявлено банку-гаранту в размере 3 000 000 руб.
Дебет 76, субсчет Банк-гарант Кредит 51
– 3 000 000 рублей – погашен долг перед банком-гарантом.
Кредит 009
–37 000 000 руб. – списана банковская гарантия.
Бухгалтер учёл вознаграждение за банковскую гарантию как однократную выплату.
Дебет 76, субсчет Банк-гарант Кредит 51
– Вознаграждение банку за банковскую гарантию составило 21 000 рублей.
Дебет 91-2 Кредит 76, субсчет Банк-гарант
– 21 000 рублей – вознаграждение за выдачу банковской гарантии включено в состав прочих расходов.
Получение банковской гарантии зависит от условий договора. В связи с этим бухгалтер фирмы при расчете налога на прибыль сумму вознаграждения в 21 000 рублей включил в состав внереализационных расходов равномерно в течение трех месяцев по 7000 рублей ежемесячно.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com