
В результате ударов дронов возможны различные убытки, начиная от повреждения собственности компании и заканчивая невозможностью исполнения условий ранее заключенных договоров, что может привести к оплате неустоек. Статья рассматривает пути снижения финансовых рисков.
Траты по восстановлению повреждений
Как учесть расходы на восстановление предприятия после повреждений? Обратимся к письму Минфина России от 14.03.2025 № 03-03-06/1/25700, где ведомство напомнило, что к внереализационным расходам предприятии могут отнести, в том числе, потери:
- от стихийных бедствий;
- пожаров;
- аварий;
- иных чрезвычайных ситуаций.
К внереализационным расходам относятся траты на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Подпункт 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса.
Минфин России указал в письме, что к потерям относятся расходы на восстановление или замену уничтоженных или поврежденных запасов, товаров, материалов и другого имущества организации.
Обстоятельство непреодолимой силы
При определенных условиях атака беспилотных летательных аппаратов может считаться обстоятельством непреодолимой силы. Для получения заключения об обстоятельствах непреодолимой силы при повреждениях, вызванных атакой дронов, представителю организации следует обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты.
Заключение выдаётся в субъекте Российской Федерации, где возникли обстоятельства непреодолимой силы и действует уполномоченная Торгово-промышленная палата. Такой порядок действий установлен пунктами 1.2, 1.5 Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключённым в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утверждённого постановлением Совета Торгово-промышленной палаты России от 24.06.2021 № 7-2. В Положении определены правила получения заключения.
Рассмотрим более подробно понятие обстоятельств непреодолимой силы.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 и ряде других судебных актов перечислены признаки.
Для признания события обстоятельством непреодолимой силы необходимо, чтобы оно было необычайным и не поддающимся предотвращению.
Второе: событие должно быть необычным, нетипичным для данной ситуации.
Обстоятельство признается непреодолимым, если любое лицо, занимающееся деятельностью, подобной должника, не могло бы предотвратить наступление или последствий этого обстоятельства (если закон не устанавливает иное).
Четвертое: объективный характер носит неотвратимость, о чем говорится в Определении Верховного суда РФ от 16.02.2015 № 306-ЭС14-7853, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 и Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 № А68-9203/2019. И последнее, пятое: признаки чрезвычайности и неотвратимости должны присутствовать одновременно в совокупности, как отмечается в Определении ВС РФ от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853.
Обратимся к Положению о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) Торгово-промышленной палатой РФ, принятому Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14 в редакции от 2020 года.
В пункте 1.3 документа перечисляются обстоятельства, способные указывать на форс-мажор: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы), пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты и диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с государствами из-за санкций, а также другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора.
Перечень включает такие непреодолимые обстоятельства, как военные действия, террористические акты и диверсии.
Влияние непреодолимых обстоятельств на бухгалтерский учет.
Рассмотрим, как компания может учитывать обстоятельства непреодолимой силы. Прежде всего, такие ситуации, вероятно, приносят убытки.
Согласно пункту 13 ПБУ 10/99, расходы, появившиеся из-за чрезвычайных обстоятельств, считаются прочими. В налоговом учете их признают внереализационными по подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
В налоговом учёте резерв сомнительных долгов не учитывает форс-мажорные ситуации, поскольку его размер определяется лишь сроками возникновения задолженности (ст. 266 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка по уплате налогов
Непреодолимые обстоятельства могут не позволить предприятию вовремя заплатить налоги. В сложившейся ситуации правильным решением является оперативное информирование налоговой службы о произошедших событиях. Обращение в инспекцию можно составить свободно.
В случае необходимости предприятие может обратиться в налоговый орган за получением отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Об этой возможности ранее сообщало Министерство финансов России. В письме от 14.08.2020 № 03-02-07/1/73014 финансовое ведомство напомнило, что компания вправе получить преференцию по уплате налогов, если организация получила ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Данные выводы основываются на положениях статьи 64 Налогового кодекса. В этом же письме определены требования, которые необходимо соблюсти для получения отсрочки. Так, компания должна передать в инспекцию заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки), заключение о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые коснулись компании, а также акт оценки причиненного ущерба.
Два документа из перечисленных – заключение и акт – предприятие должно получить в органах исполнительной власти или у организации, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также Положение о МЧС, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, называют эти организации.
- Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению пожарной безопасности на всех уровнях — федеральном, региональном и местном.
- Центры принятия решений в чрезвычайных ситуациях, действующие на федеральном и региональном уровнях.
- Органы системы МЧС включают центральный аппарат, территориальные органы, Федеральную противопожарную службу ГПС и другие подразделения.
Для получения заключения и акта компаниям стоит сначала получить разъяснения в налоговых органах о том, куда обращаться с заявкой.