
Федеральная налоговая служба разработала обзор правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, вынесенных в первом квартале 2025 года, и направила его в налоговые инспекции для использования в практической деятельности. В этот раз обзор охватывает специфические и неоднозначные вопросы. Однако, положения, касающиеся налоговых льгот, зачет переплаты и НДС, будут полезны всем бухгалтерам.
В письме от 24.06.2025 N БВ-4-7/6081@ ФНС представила Обзор правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, вынесенных в первом квартале 2025 года. Обзор включает в себя 10 решений высших судебных инстанций.
Среди обсуждаемых вопросов — порядок предоставления льгот по прибыли и НДС, сроки возврата излишне уплаченных средств с единого налогового счета, а также ограничения на использование уплаченного НПД при переоформлении гражданско-правового договора в трудовой.
Начисление амортизации по активам, приобретенным на средства субсидии
В действующем Налоговом кодексе Российской Федерации есть нормы, регулирующие амортизацию имущества, приобретенного или созданного унитарным предприятием за счет полученных субсидий, которые учитываются как доход.
Вопрос о законности амортизации имущества, приобретенного заявителем за счет субсидий из бюджета Москвы, решается судами до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. При этом суды принимают во внимание нормы, действовавшие на момент приобретения имущества, а также оценивают источники финансирования, характер предоставленных средств и другие существенные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, унитарные предприятия не имеют права на амортизацию активов, приобретенных на целевые бюджетные средства. Субсидии отражаются как доход, а амортизация допустима лишь после признания понесенных расходов.
Выводы содержатся в Определении КС РФ от 16.01.2025 № 2-О.
П. 1 Обзора правовых позиций, сформированных Конституционным и Верховным судами РФ в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Налог на изъятый земельный участок необходимо будет уплатить.
Согласно пункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, изъятые из оборота, не подлежат налогообложению, однако данная бланкетная (отсылочная) норма не содержит самостоятельных критериев, определяющих освобождение от налога.
Земельный налог не взимается с участков, выведенных из оборота, если они заняты объектами, находящимися в федеральной собственности (подп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ). Однако, для применения данной льготы, изъятый из оборота участок должен быть занят объектом, необходимым для функционирования закрытого административно-территориального образования, а не просто находиться в собственности организации, осуществляющей соответствующую деятельность. Кроме того, он не должен использоваться для бытовых нужд, отдыха или других целей, не связанных с формированием закрытого административного образования.
Выводы содержатся в Определении КС РФ от 13.03.2025 № 598.
П. 2 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Использование слова «судебный» не допускается в фирменном наименовании компании.
Использование слова «судебных» в наименовании компании может создавать у граждан впечатление о вовлеченности судебных инстанций в ее работу. Это может ввести в заблуждение потенциальных клиентов относительно характера и уровня оказываемых услуг.
Выводы содержатся в Определении КС РФ от 16.01.2025 № 3-О.
Раздел 3 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Информация о платежах в бюджет, отображаемая в личном кабинете, не оказывает прямого воздействия на сумму налоговых обязательств.
Отражение определенных сведений в личном кабинете налогоплательщика налоговой не влечет возникновения у него налоговых обязательств, которые не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Даже если налоговая инспекция допустила ошибки при ведении личного кабинета гражданина и размещении информации, это не исключает возможности обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.
Данные выводы содержатся в Определении КС РФ от 27.02.2025 № 315-О.
Пункт 4 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Федеральная налоговая служба не имеет права определять дополнительные условия для применения льготной ставки НДС в размере 10%.
Налоговое законодательство не содержит дополнительных требований или условий для применения ставки НДС 10% при продаже товаров на территории РФ, и не обязательно, чтобы товары, предназначенные для льготной ставки, использовались исключительно в пищу или в качестве корма.
Для применения льготной ставки НДС в размере 10 % необходимо, чтобы код льготного товара был включен в соответствующий перечень, при этом товар должен быть подтвержден кодом ОКПД.
В соответствии с нормативными актами, понятие «продовольственные товары» охватывает как продукты питания, так и другие продовольственные товары.
Выводы, представленные в Определении ВС РФ от 27 января 2025 года № 305-ЭС24-17887 по делу № А40-143474/2023, касаются признания недействительными решений об отказе в возмещении части суммы НДС. Схожие выводы содержатся в Определении ВС РФ от 29 января 2025 года № 305-ЭС24-17574 по делу № А40-229638/2023.
Пункт 5 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Когда объект перестает рассматриваться как конструктивно сочлененный.
Налоговая инспекция, утверждавшая, что спорные объекты являются частью зданий, не предоставила опровержения позиции бизнеса о законности их учета как отдельных инвентарных объектов. Также не были представлены доказательства того, что срок службы этих объектов соответствует сроку службы самого здания.
Налоговая позиция заключалась в том, что все машины и оборудование, размещенные в здании энергоцентра или смонтированные в рамках инвестиционного проекта, подлежат включению в базу налогообложения в связи с их специфическим назначением и работой. Однако это не соответствует положениям Налогового кодекса и способно привести к появлению несправедливых различий в налоговых условиях.
Согласно позиции общественности, все оспариваемые объекты используются для производства электроэнергии, тепла и холода, следовательно, они являются частью производственного оборудования, а здание энергоцентра – предназначено для обеспечения энергетического производства.
Дело ушло на новое рассмотрение.
П. 6 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Федеральная налоговая служба не имеет права произвольно изменять критерии отнесения объектов к определенной категории имущества.
Налоговая служба, настаивая на квалификации объектов как единого недвижимого имущественного комплекса, не смогла убедить суд в ошибочности такой классификации. Суд не обнаружил доказательств преднамеренного разделения единого объекта.
Согласно имеющимся данным, инвентарные объекты основных средств, признанные единым недвижимым имуществом, характеризуются различными сроками полезного использования, что зафиксировано в инвентарных карточках учета. Для расчета налога на прибыль оборудование отнесено к различным амортизационным группам.
Суды высшей инстанции указали, что изменение налоговой службой подхода к определению вида имущества без правовых оснований противоречит принципам налогового администрирования, установленным Налоговым кодексом РФ (определения ВС РФ от 23.05.2022 № 306-ЭС21-26423, от 27.04.2022 № 305-ЭС21-24673, от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 и др.).
Эти выводы представлены в Определении Верховного Суда РФ от 17 января 2025 года № 309-ЭС24-16395 по делу № А60-10009/2023.
П. 7 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Выплаченный надлежащим образом надбавка за особые условия труда не снижает штраф, возникающий при неполной уплате НДФЛ.
Если налоговый агент не выполнил свои обязательства по расчету, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет, он оплачивает налог из собственных средств.
Налоговый агент обязан рассчитать, удержать и перечислить НФДЛ, но это не связано с обязанностью самозанятого по уплате НПД. Соответственно, это не оказывает влияния на налоговую базу по НДФЛ.
Самозанятый имеет право вернуть излишне уплаченную сумму налога на профессиональный доход, предоставив в налоговую инспекцию необходимое заявление.
Данные выводы содержатся в Определении ВС РФ от 03.02.2025 № 309-ЭС24-20306 по делу № А76-20897/2023.
Раздел 8 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Минимальный период владения недвижимостью, после которого налог не взимается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, минимальный срок владения квартирой, приобретенной по договору участия в долевом строительстве, начинает исчисляться с момента полной оплаты ее стоимости. Это актуально и в случаях, когда гражданин воспользовался программой поддержки пострадавших участников долевого строительства и получил безвозмездно иное жилье от Фонда поддержки обманутых дольщиков в собственность.
Выводы представлены в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 29 января 2025 года № 32-КАД24-13-К1.
Пункт 9 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.
Как определить точный срок для возврата излишне уплаченных налогов?
По налогам, которые компания самостоятельно рассчитывает, подает декларацию и уплачивает, срок возврата переплаты начинает отсчет с момента окончания налогового периода, однако не раньше даты, установленной для подачи налоговой декларации. Это связано с тем, что только в этот момент становится известно точная сумма налога, которую необходимо уплатить по итогам налогового периода.
С учетом правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 19.06.2023 № 305-ЭС23-2253, срок в три года для возврата предварительных платежей по налогу на имущество организаций начинает отсчет не с момента исполнения обязанности по уплате налога за налоговый период, а с даты уплаты авансового платежа за соответствующий отчетный период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, возврат излишне уплаченной суммы налога с начислением процентов осуществляется при соблюдении определенных условий:
- сумма налога внесена в бюджет;
- налогоплательщик должен быть уверен в необоснованности взимания с него налога в увеличенном размере.
Данные выводы содержатся в Определении ВС РФ от 12.03.2025 № 305-ЭС24-17676 по делу « А40-195715/2023.
Пункт 10 Обзора правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ, сформированных в первом квартале 2025 года. Письмо ФНС России от 24.06.2025 № БВ-4-7/6081@.