Введены новые правила инспекционных проверок труда.

Автор:


Новый Административный регламент надзора за соблюдением трудового законодательства утверждён приказом Роструда от 13 июня 2019 года № 160. Какие изменения внесены в документ, и как теперь будут проводиться мероприятия контроля?


Введен новый документ в замену регламенту, утвержденному приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года № 354н. Новые правила проведения трудовых проверок действуют с 22 октября 2019 года.

План проверок


Новый регламент повторяет некоторые пункты предшествующего документа, однако содержит и существенные отличия.


В новом варианте правил изменён период подачи информации.
плановых проверокВ 2019 году работодатели смогут узнать о включении своих предприятий в план проверок на следующий год заранее. Предприятиям дадут дополнительные 20 дней для подготовки к приезду инспекторов ГИТ. Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок на следующий год размещается на официальном сайте территориального органа Роструда до 10 ноября. Раньше этот срок был установлен до 1 декабря. К моменту публикации этого номера журнала ведомство уже обнародовало список компаний, которым придут ревизоры в 2020 году.

Список документов


В новом Административном регламенте пункт 13 содержит полный список документов, требуемых при проверке. Ранее подобный перечень отсутствовал.


Чтобы проверить выполнение работодателем требований статьи 134 Трудового кодекса и проведение индексации заработной платы, нужно…
инспекторы Роструда запросят документыДокументы, определяющие правила индексации и подтверждающие её осуществление. Примерами могут служить локальные нормативные акты, где указан порядок индексации зарплаты.


  • Параметры индексации: величина показателя, частота обновления и порядок осуществления.
  • приказы о проведении индексации;

  • Табель о штате с новыми ставками зарплаты.

  • Дополнительные договоры с сотрудниками о повышении оплаты труда из-за индексации.


Инспекторы могут рассмотреть запросы работодателей по поводу изменения цен на товары и услуги, поданные в территориальные подразделения Росстата, а также изучить данные с сайта этого ведомства.


В Административном регламенте обозначен перечень документов и сведений, которые работодатель освобожден от предоставления. Из процедуры проверки исключены документы, доступные ревизорам через межведомственное информационное взаимодействие со стороны других госорганов.

Новые права и обязанности


Административный регламент в пункте 6 перечисляет права инспекторов труда во время проведения ревизий.


  • В любое время суток, предъявив удостоверения, иметь право на проверку заходить к работодателю.

  • Обращаться к работодателям с просьбой предоставить бесплатно документы, пояснения и информацию, требуемые для проверки.
  • расследовать несчастные случаи на производстве;

  • Взять образцы применяемых или перерабатываемых материалов и веществ для исследования, предупредив о том работодателя и оформив на это соответствующий документ.

  • Выставлять работодателям исполнимые предписания.

  • Устанавливать судебные процессы по устранению организаций или их отделов за несоблюдение нормативов безопасности труда.

  • Разрешать отдачу приказов о приостановлении трудовой деятельности работников, не освоивших безопасные методы и приёмы работы, инструкции по охране труда, производственную практику на рабочем месте и не прошедших проверку знаний норм охраны труда.

  • Нельзя воспрепятствовать применению работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если эти средства отвечают установленным нормам.

  • Вести протоколы и разбирать дела о нарушениях административного характера.

  • Принимать участие в судебных разбирательствах по делам о нарушении обязательных требований и компенсации ущерба, нанесенному здоровью сотрудников при выполнении трудовых функций.

Новый срок


Изменился срок проверки работодателей с филиалами и другими обособленными подразделениями. Теперь в соответствии с пунктом 24 Административного регламента срок каждого мероприятия контроля для юридического лица, работающего на территориях нескольких субъектов, устанавливается по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению компании. Общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Актуальный список документов


На практике специалисты по работе с персоналом часто задают вопрос о обязательных кадровых документах и штрафах за их отсутствие. Теперь работодатель может выяснить необходимые документы на основании пункта 13 Административного регламента и проверочных листов ГИТ, так как в Регламенте перечислены все бумаги.


Некоторые компании ведут кадровые журналы, но не все знают, какие из них обязательны. Согласно Административному регламенту, необходима книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей. Журнал регистрации трудовых договоров или журнал регистрации приказов по личному составу — необязательные документы. Компания может вести их в электронном виде или не вести вовсе.