Внезапная проверка не оставит без внимания компанию

Автор:


Вправе ли налоговики провести выездную проверку юридического лица-наследника по периоду до реструктуризации?

Требования законодательства

Реорганизация представляет собой завершение или преобразование правового статуса юридического лица.
В процессе реорганизации одновременно образуются новые юридические лица или создаётся одно новое юридическое лицо, а также прекращаются существующие (реорганизуемые) юридические лица.

Реорганизацию можно провести путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п.1 ст. 57 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 50 Налогового кодекса правопреемник реорганизованной компании обязан уплатить налоги независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неуплаты налогов.

Правопреемник обязан выплатить пени и штрафы, назначенные юрлицу за налоговые нарушения до окончания реорганизации.

Период налоговой проверки

Налоговый кодекс не диктует особых правил для проверок на выезде в организациях, ставшие правопреемниками.

В ходе выездной проверки инспекция контролирует сроки за три года до принятия решения о проверке. Об этом говорится в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса.

Налоговая служба может проверить организацию до её реорганизации в течение трёх лет.

Позиция Минфина и ФНС России

В письме от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267 Минфин отметил, что правопреемник реорганизованной компании при исполнении обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами и обязанностями в порядке, установленном пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса.

Налоговая служба может организовать выездную проверку у правопреемника реорганизованной компании за период ее деятельности, который не больше трёх лет до года принятия решения о проведении проверки.

Письмом ФНС России от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309 даются аналогичные разъяснения.

Судебная практика

Судьи-арбитры разделяют такую же точку зрения.

Суть спора

Инспекция проведет выездную проверку организации, образовавшейся из-за реорганизации путем преобразования. Проверке подвергнут срок до момента проведения реорганизации.

Компания обратилась в суд, требуя признать решение о проведении ревизии недействительным. По мнению плательщика налогов, инспекторы не могут проводить проверку после завершения процедуры реорганизации. Если налоговый орган проводил выездную проверку по поводу реорганизации налогоплательщика, то теряет право на проведение такой ревизии у правопреемника за период до реорганизации.

Судьи всех судов сочли такой подход к нормам налогового законодательства неверным.

Правопреемник реорганизованного юрлица несёт ответственность за уплату налогов, даже если не знал о долгах предшественника.

Налоговый кодекс не запрещает проверять деятельность правопреемника в части исполнения принятых им обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица. Поэтому проверка налогоплательщика-правопреемника может быть проведена за периоды, предшествующие реорганизации.