Учёт расходов при возврате субсидий

Автор:

Как учитываются субсидии в налоговой базе

В ходе обсуждения, как обычно, началось с общих слов. Статья 271 НК РФ, пункт 4.1, гласит: субсидии включаются в доход при расчете налога на прибыль по мере признания связанных с ними расходов.

В пункте 4.1 рассматриваются субсидии, направленные предпринимателям в период пандемии (Информационное сообщение ФНС от 9 марта 2021 г.).

А это две субсидии из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576 предоставлялась помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, входящим на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и работающим в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (по перечню Правительства).

Субсидия предназначена для частичной компенсации расходов организаций и предпринимателей, возникающих при ведении деятельности в период пандемии коронавируса.

Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976 предусмотрена субсидия в форме единовременной выдачи. Ее получателями стали субъекты малого и среднего предпринимательства. удовлетворяющие определенным требованиям.

Эта субсидия направлена на конкретные задачи, в отличие от предыдущей. Ее цель обширна: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

В документе отсутствует список предписанных мер по профилактике для использования выделенных средств и указания о последствиях расходования их на другие цели.

Расходы на товары, работы или услуги, связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, средства защиты, анализы и т.д.), в соответствии с Постановлением № 976, могут считаться целесообразными. Получение субсидии с нарушением установленных правил представляет собой опасность.

Что написано в правилах выдачи субсидии

Правилами выдачи субсидии, утвержденными Постановлением № 976, предусмотрена выплата средств на первоначальные профилактические работы (15 тысяч рублей) и текущие затраты (6500 рублей на каждого работника). Предприниматели без сотрудников получают финансирование только на первоначальные расходы.

Если получатель исказил сведения в отчётной документации для ПФР, а именно форме СЗВ-М, по которой рассчитывается размер субсидии, то полученные средства нужно вернуть в бюджет, как указано в пункте 12 правил.

Федеральное казначейство, согласно пункту 13 правил и пункту 2.1 статьи 266.1 БК РФ, имеет право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий. Для этого соответствующие документы могут быть запрошены у получателей субсидий (ст. 267.1 БК РФ).

В случае выявления нарушений при предоставлении субсидий согласно постановлению № 976

Проверки получателей субсидий уже завершены или продолжаются, выявляя нарушений.

Последствия нарушений в сфере налогообложения прописаны в абзаце 6 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации. письмо Минфина от 31 августа 2022 г. № 03-03-06/1/84813.

В случае нарушения условий предоставления субсидий, эти субсидии включаются в доход соответствующего налогового периода в полном объеме.

Возвращение субсидии не уменьшает базу по налоговому сбору с прибыли. Каких именно затрат может потребовать возврат, Минфин не разъясняет. По всей видимости, это может быть сама сумма субсидии, признанная нецелевой или полученная на основе недостоверной информации. Также возможна банковская комиссия за возвращение денег.

Все затраты не подходят требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, чтобы считаться расходами, не связанными с деятельностью по получению дохода.