ОС не допускается распределять по различным амортизационным группам.

Автор:
Фото: img.freepik.com


В зависимости от назначения объект может быть облаган налогов различными способами. Например, транспортное средство облагается налогом на прибыль с учётом расходов на его амортизацию и отдельным транспортным налогом. Нельзя учитывать одно и то же транспортное средство в разных амортизационных группах для целей обложения разными налогами. Как определить правильную группу?

Срок службы и группа по амортизации.


При регистрации основных средств необходимо точно установить срок их службы. Для этого требуется выяснить,
к какой амортизационной группе относится ОС.


Необходимо выбрать одну амортизационную группу.


Компания допустила ошибки в поведении, которые привели к судебному разбирательству с налоговой службой.


Компания купила машины для бурения с гусеничным движением и отнесла их к бурильному оборудованию, зачислив в третью амортизационную группу.


Эти установки были зарегистрированы в Гостехнадзоре как «прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». Фирма платила по ним транспортный налог. По классификации такое оборудование относится не к 3, а к 4 амортизационной группе.


При проверке инспекцией выявлено несоответствие. По её мнению, неправильно определена амортизационная группа для данных установок с целью начисления амортизации.


Данные операционные системы относятся к категории самоходных машин и оборудования, наряду с экскаваторами и бульдозерами.

Судьи поддержали инспекцию.

Почему судьи поддержали инспекцию?


Компания считала правильным отнести бурильные установки к третьей амортизационной группе, так как предназначением таких установок является бурение скважин, а не перемещение в пространстве со скоростью, заявленной в техдокументации, около 3 км/ч.


Судьи нашли иные признаки, указывающие на то, что оборудование относится к категории самоходных машин.

  • Двигатель, служащий и для работы буровой установки, и для перемещения.
  • кабина для управления движением;
  • шасси экскаватора — на нем смонтировано оборудование.


Здесь речь идёт не о обычном буровом оборудовании, а о мобильной буровой установке.


При расчёте транспортного налога и амортизации необходимо учитывать самоходность объекта.


В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2021 г. № Ф04-696/2021 по делу № А27-9247/2020 можно найти информацию об этом.

Общий вывод такой.


Переводя буровые установки в третью группу, фирма сократила срок их эксплуатации и увеличила размер ежемесячных расходов на амортизацию.


Повышение расходов снижает налоговую базу, что неприемлемо для контрольных органов.