Когда заканчивается период взыскания дополнительных платежей?

Автор:
Фото: img.freepik.com


Арбитры Западно-Сибирского округа аннулировали решение о взыскании налогов с предприятия и инкассовые поручения. Причина — налоговики превысили сроки, установленные Налоговым кодексом для взыскания недоимки.

Выездная проверка и ее результаты


Выездная проверка предприятия завершилась доначислениями НДС, налога на прибыль, пеней и штрафа со стороны налогового органа. После вступления решения о результатах проверки в силу инспекторы отправили компании требование об оплате задолженности. Компания не отреагировала на документ, поэтому доначисленные налоги, пени и штраф не были погашены в установленный срок.


Предприятие не согласилось с действиями налогового органа и обратилось к арбитражным судам. Коммерсанты уверены, что инспекторы нарушили сроки выездной проверки более чем на два года. Предприниматели считают, что подобные действия ревизоров позволяют считать, что контролеры утратили право на принудительное взыскание доначислений.

Судьи подержали компанию


Изначально суды принимали сторону бизнеса. Первая и апелляционная инстанции, поддерживая предпринимателей, указали, что при определении сроков для вынесения и вступления в силу решения по выездной проверке, а также для обязательного взыскания доначисленных сумм, необходимо руководствоваться не фактическими сроками проведения контрольного мероприятия, а установленными Налоговым кодексом.


Судьи отметили, что согласно срокам Налогового кодекса после начала выездной проверки, начатой 26 ноября 2018 года, принудительное взыскание задолженности следовало осуществить не позднее 7 сентября 2022 года. В этом коммерсанты были правы, так как взыскание началось только 24 октября 2022 года. «Следовательно, указанные акты не подлежали исполнению как незаконные», – констатировали судьи.

Весы склонились на сторону инспекции


В следующем рассмотрении арбитраж отверг доводы предыдущих судебных инстанций, из-за чего решения арбитров были аннулированы, и обществу не было предоставлено удовлетворения требований.


Несоблюдение сроков выездной проверки не влияет на оценку действий налогового органа при взыскании долгов. Поскольку нарушение длительности проведения налоговой проверки не имеет юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам, то иное могло бы сместить сроки различных административных процедур – сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, и сроков исполнения решения, принятого по результатам данного производства.


Судей руководствовался постановлением Коллегии Верховного Суда РФ от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135.


Судьи кассации обратили внимание бизнеса на то, что контролерами сроки направления требования о необходимости доплатить налоги были соблюдены, а также принято решение о принудительном взыскании недоимки со счетов предприятия, установленные статьями 46 и 70 Налогового кодекса.

В споре между бизнесом и инспекцией произошел новый виток.


Судебные разбирательства между предприятием и налоговым органом ещё не закончились.


Верховный суд РФ не согласился с выводами окружных судей, отменил принятое постановление, а выводы первой и апелляционной инстанций оставил в силе. Верховный суд указал, что право определения срока для принудительного взыскания налоговых долгов и проведение проверок имеет общие цели.

Оба мероприятия, направлены:

  • На стремление к балансу притязаний всех участников взаимодействий, управляемых налоговым законом.
  • а также на обеспечение правовой определенности.


Арбитры считают, что длительная проверка может быть признана неправомерной, если приводит к чрезмерному или неограниченно длительному налоговому контролю в отношении компании. Такой вывод следует из Постановления КС РФ от 16.07.2004 № 14-П и Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07.


Превышение сроков, определенных статьями 88, 89, 100, 101.4 Налогового кодекса, не изменяет сроки, отведенные на принудительное взыскание налога, пени и штрафов. При проверке судом соблюдения налоговыми органами сроков проведения мер принуждения, продолжительность указанных действий оценивается согласно нормам Налогового кодекса – так считают судьи с учетом пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 и Определения Конституционного суда РФ от 28.03.2024 № 576-О.


В рассматриваемом споре налоговый орган должен был вручить актом проверки предприятию до 4 октября 2019 года. Однако его отправили обществу по ТКС 15 ноября 2019 года. Компания получила документ ещё позже: 26 ноября 2019 года. Таким образом, акт был передан организации с более чем месячной задержкой.


В процессе изучения материалов проверки инспекторы нарушили установленные сроки составления и вручения дополнения к акту. Решение по проверке следовало вынести до 11 марта 2020 года, а передать обществу – не позже 26 марта 2020 года. Ревизоры завершили работу с документом лишь 25 мая 2022 года.


Налогоплательщика приглашали на рассмотрение акта проверки и материалов дополнительных мероприятий 13 апреля, 6 мая и 25 мая 2022 года. В ходатайствах общества или его отсутствии на встрече с инспекцией не наблюдается.


Налоговый орган систематически нарушает сроки, определённые Налоговым кодексом.

  • срока вручения акта ВНП;
  • Время выполнения проверок и оформление отчетов о результатах.
  • Длительность оценки результатов ВНП и принятия по ней решения.


Действия ревизоров нарушили сроки принятия спорного решения об взыскании и выписке инкассо, а также прошли срок двух лет на принудительное взымание дополнительных сумм.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.