Как проходит допрос руководителя компании в налоговой: важные моменты.

Автор:
Фото: img.freepik.com


Налоговая служба имеет право вызвать руководителя организации на допрос. В статье мы рассмотрим, какие положения Налогового кодекса РФ регламентируют подобное мероприятие, в каких ситуациях директора могут вызвать в налоговую инспекцию, какие вопросы могут быть заданы во время допроса и как завершается эта процедура.

Какими нормами НК РФ регулируется допрос?

Налоговое законодательство определяет несколько видов проверок деятельности компании в рамках налогового контроля, включая камеральные и выездные проверки, а также оперативно-розыскные мероприятия и специальные следственные действия.

Опрос руководителя организации – обычная практика, применяемая налоговыми органами при обнаружении сомнительных операций, расхождений в документах или при проверке деловых партнеров компании.

«Причиной проверки может стать обнаружение несоответствий в документах, подозрения в мошеннических операциях, несоблюдение правил уплаты налогов, частая смена банковских данных, работа с компаниями, оказывающими техническую поддержку, либо по результатам обращений от клиентов или деловых партнеров», – отмечает Юлия Баженова, партнер «Бридж Групп», специализирующаяся на налоговом консультировании и бизнес-анализе».

В соответствии со статьями 31 и 90 Налогового кодекса Российской Федерации, для дачи свидетельских показаний может быть привлечено любое физическое лицо, которому известны факты, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Отсутствуют установленные критерии, определяющие выбор свидетелей для допроса. Сотрудники налоговых инспекций сами определяют, какие лица, по их мнению, располагают необходимой информацией. По словам Романа Нетужилова, «руководители организаций обычно вызываются в качестве свидетелей в первую очередь для разъяснения вопросов, возникающих у представителей налогового органа.

В качестве оснований для допроса руководителя предприятия можно выделить следующие:

  • в рамках налоговой проверки (камеральной или выездной);
  • в рамках налогового мониторинга;
  • в ходе встречной проверки деятельности контрагента;
  • по отдельному запросу, например, при анализе представленных отчетных документов.