
Работа в микропредприятии отличается упрощенным документооборотом, гибкими условиями трудовых соглашений и льготами по охране труда. При потере статуса предприятие должно оперативно приспособиться к нормам трудового права.
Самые маленькие участники малого бизнеса — микропредприятия — имеют особый статус и функционируют по упрощённым нормам. Взаимодействие между руководителем и подчиненными здесь отличается от практики крупных организаций. В данном тексте рассмотрим специфику работы на микропредприятиях, важные для как работников, так и работодателей.
Критерии микропредприятия
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» микропредприятие должно отвечать указанным критериям.
- Не более 15 работников трудились годом ранее.
- годовая выручка — не превышает 120 млн рублей;
- Участие других компаний может составлять не более 25% для благотворительных и общественных организаций, либо 49% для иностранных компаний, не являющихся малым бизнесом.
Если предприятие нарушает эти условия (к примеру, берет шестнадцатого сотрудника), то теряет статус микропредприятия и за четыре месяца должно привести кадровые документы в соответствие с общепринятыми нормами трудового законодательства.
Упрощенный кадровый документооборот
С 2017 года микропредприятия пользуются упрощенным порядком ведения кадровых документов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ).
- Избегать создания местных нормативных документов, таких как:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- графики сменности.
- Согласовывать условия труда на основе утвержденной типовой формы трудового договора, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года № 858.
- Не нужно давать распоряжения о принятии на работу, трудовой договор будет вполне достаточным.
Работодатель может вести полный кадровый учет по собственному усмотрению.
Трудовой договор на микропредприятии
Шаблонный договор о работе содержит все ключевые положения об условиях труда.
- права и обязанности сторон;
- порядок и размер оплаты труда;
- режим работы и отдыха;
- меры по охране труда;
- гарантии для работника;
- порядок внесения изменений в договор.
Наниматель может изменить шаблонный контракт, чтобы он соответствовал особенностям его работы, однако необходимо оставить все необходимые положения.
Охрана труда
Работа микропредприятий осуществляется по упрощенному режиму, однако предписания в области безопасности труда всё же остаются обязательными, хотя и с определёнными льготами.
- Вместо создания специальной службы по охране труда можно поручить эту обязанность ответственному работнику или обратиться к независимому эксперту.
- Охрану труда можно изучать в сокращённом варианте (инструктажи непосредственно на рабочем месте), при отсутствии рискованных условий работы.
- Оценка условий труда для ряда профессий (IT, бухгалтерский учет, реклама и др.) возможна в ускорении режиме без привлечения специалистов.
- Не нужно создавать региональные правила о защитных средствах.
Преимущества и ограничения
Плюсы для работодателя:
- упрощенное кадровое делопроизводство;
- меньше обязательных локальных актов;
- Возможность проведения СОУТ собственными силами (в отдельных отраслях).
Ограничения:
- Компания лишается преференций при переходе за установленные границы по количеству работников или доходу.
- Даже при упрощениях, рабочие обязанны быть обеспечены полностью.