Как электромобили сотрудников влияют на налоговые вычеты компании

Автор:
Фото: img.freepik.com


Расходы на компенсацию использования личных автомобилей для служебных поездок могут быть включены в состав вычитаемых при расчете налога на прибыль в пределах лимитов, определенных постановлением Правительства РФ (пункт 11, подпункт 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ).


Выплаты компенсаций за использование личных легковых автомобилей в служебных целях включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и продажей (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ). Однако суммы, разрешенные к списанию в качестве расходов, ограничены лимитами, установленными постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией».

С 2024 года лимиты, установленные постановлением №92, повысили в два раза. Теперь, с учетом постановления Правительства РФ от 03.04.2024 № 417, нормативы такие:


  • Стоимость услуг для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см составляет 2400 рублей.
  • Стоимость услуг для легковых транспортных средств с объемом двигателя, превышающим 2000 куб. сантиметров, составляет 3000 рублей.
  • Для мотоциклов – 1200 рублей.

Эти же лимиты применяют фирмы на УСН.

С 1 января 2024 года действует увеличенный вдвое лимит компенсации за использование личного транспорта.

Существует и еще одно ограничение, касающееся электромобилей. Поскольку их наименование отсутствует в перечне, установленном постановлением №92, термин «объем двигателя» неприменим к электромобилям. Данный показатель характерен для двигателей внутреннего сгорания, в то время как электромобили оснащены электродвигателями.

В связи с этим, Минфин в письме от 19.08.2025 № 03-03-06/1/80897 сделал вывод, что компенсации на работу на личном электромобиле для целей налогообложения прибыли не учитываются.


Стоит подчеркнуть, что позиция Министерства финансов вызывает вопросы. Как правило, затраты на использование личного электромобиля работником считаются обоснованными, экономически целесообразными и осуществляются в целях получения прибыли. При этом пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений на полное включение таких компенсаций в перечень расходов.


Прежде чем официально зафиксировать нашу позицию, необходимо дождаться внесения правительством корректировок в Постановление № 92, с добавлением в него новых видов транспортных средств.


Необходимо учитывать, что затраты на эксплуатацию личного транспорта сотрудника, включая износ, ремонт и расходы на топливо, уже учтены в компенсации за его использование. В связи с этим, дополнительная компенсация расходов на топливо сотруднику не предусматривается и не включается в расходы, учитываемые при расчете прибыли, поскольку это будет считаться повторной оплатой, что является недопустимым.


Налоговое законодательство не устанавливает верхнего предела для размера компенсации. Компания имеет право принять решение о выплате компенсации в увеличенном размере. Ограничения касаются только учета компенсаций в качестве расходов при исчислении налога на прибыль и
для обложения выплат НДФЛ и взносами.

Раздел: Кадры