Как индивидуальный предприниматель подтвердить доходы и наличие наличных операций?

Отказ от использования ККТ не мешает выдачи документа, подтверждающего расчёт.

Индивидуальные предприниматели без наемных сотрудников при продаже товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг могут не использовать ККТ при безналичных расчетах до 1 июля 2021 года. Это право предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» № 54-ФЗ.

Закон № 129-ФЗ, освобождая от обязанности выдачи чеков, не обязывает ИП предоставлять иной документ вместо чека. Об этом неоднократно информировал и Минфин. Однако выдавать подтверждающий документ не запрещено, что означает отсутствие нарушения при таком поступке.

ПКО: оформлять или не оформлять?

Многие индивидуальные предприниматели работают по спецрежимам, в том числе по упрощенной системе налогообложения. Применение УСН предполагает ведение кассовых операций в установленном порядке, на основании указания ЦБ от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Прием наличных через ККТ и оформление операций через фирменную кассу – разные вещи. Кассовый аппарат не является кассой предприятия. В главной кассе хранятся все наличные средства компании (в пределах лимита, установленного банком), а в денежном ящике кассового аппарата – выручка от продажи товаров за день. По окончании каждого дня выручка сдаётся в главную кассу и оформляется документами учета.

Ознакомьтесь с книгой «Практическая энциклопедия бухгалтера» в формате электронной книги.

Что значит вести кассовые операции

Для оформления приема наличных денег в кассу используется кассовый документ — приходный кассовый ордер (ПКО), форма № КО-1, утвержденная постановлением Росстата от 18 августа 1998 г. № 88.

Указание № 3210-У позволяет индивидуальным предпринимателям, ведущим учет доходов и расходов определенного вида деятельности, применять упрощенный порядок ведения кассовых операций. В рамках этого порядка приходные и расходные кассовые ордера могут не оформляться (подп. 4.1 п. 4 Указания № 3210-У).

Пункт 5 Указания № 3210-У не препятствует оформлению этих документов. Ведение учета денежных средств и доходов с их помощью более удобно и отвечает требованиям НК РФ в большей степени.

Почему?

ПКО классифицируется как первичный учетный документ согласно пункту 4.1 пункта 4 и пункту 5 указания № 3210-У.

纳税人, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, обязаны вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов (КУДиР) (ст. 346.24 НК РФ). Форма и порядок её заполнения утверждены приказом.

Согласно письму Министерства финансов от 22 октября 2012 года № 135н., для расчета налоговой базы доход учитываются по документам из первоисточника и заносятся в учетную документацию финансово-хозяйственной деятельности (КУДиР).

Ознакомьтесь с практической энциклопедией бухгалтера в издании «Бератор».

Как заполнять КУДиР

ПКО: выдавать или не выдавать?

Закон о применении ККТ и правила ведения кассовых операций пока не требуют от ИП без наёмных сотрудников предоставлять покупателям документы, подтверждающие оплату.

При получении наличных платежей за услуги, ИП может предоставить физическому лицу квитанцию к расчетному счету по требованию (подп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У).

Этот документ, действовавший до внедрения обязательной ККМ, отражает расчет и подтверждает его проведение.

Ознакомьтесь с «Практической энциклопедией бухгалтера» в формате e-book reader.

Приходный кассовый ордер (форма № КО-1)

Раздел: ИП