
ПФР не имеет права налагать штрафы на компании за несвоевременную сдачу СЗВ-М по причине ограничений, введенных на их территории в связи с распространением COVID-19.
Суды на стороне бизнеса
Пенсионный фонд наложил на компанию штраф в размере 1000 рублей по части 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ за опоздание с сдачей СЗВ-М за апрель 2020 года. Сроки сдачи СЗВ-М за апрель 2020 года истекали 15 мая 2021 года, но в мае 2020 года из-за пандемии впервые были объявлены нерабочие дни. Бухгалтерия не смогла отправить отчетность дистанционно и получила штраф.
Руководство компании такой «наглости» ПФР не простило и обратилось в суд. Арбитры первой и апелляционной инстанций поддержали бизнес. По мнению служителей Фемиды, у Фонда не было причин наказывать организацию по этой норме.
УПФР сохраняло свою позицию и подало кассационную жалобу с аргументами о нарушении судом законов. Апелляционный суд не принял жалобу Фонда, оставив решение суда неизменным.
Компания непричастна к правонарушению — налагать штраф недопустимо.
Сдачей СЗВ-М ежемесячно, не позже пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, завершается выполнение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. За нарушения положен штраф – пятьсот рублей на каждого застрахованного лица.
Постановления Конституционного суда РФ от 18 апреля 2019 года № 11-П, от 18 января 2019 года № 5-П и от 18 мая 2012 года № 12-П устанавливают принципы применения санкций: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Компания опоздала с подачей СЗВ-М за апрель на три дня, направив его 18 мая 2020 года вместо установленного срока 15 мая. Однако Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19 были объявлены нерабочие дни с сохранением зарплаты сотрудникам с 4 по 30 апреля 2020 года. В результате деятельности отдельных компаний независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также предпринимателей было приостановлено (ограничено) в регионах.
Президент Российской Федерации распоряжением от 28 апреля 2020 года № 294 продлил нерабочие дни до 8 мая.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р до 24 мая 2020 года деятельность компаний и коммерсантов на территории области была приостановлена (исключение – продуктовые магазины, аптеки, медорганизации и некоторые другие). С 1 апреля по 24 мая гражданам было предписано не покидать свое жилье (кроме ряда случаев).
Работа предприятия прекратилась с 28 марта по 15 мая 2020 года. В это время бухгалтер не имел доступа к помещению, где располагались офисная техника и ПО, включая комплекс «1С: Отчетность», используемый для формирования и подачи в Пенсионный фонд СЗВ-М.
Компания не установила удалённый доступ к рабочим местам из-за отсутствия технических возможностей и специалистов. Российское законодательство также не обязывает её это делать.
СЗВ-М за апрель подали сразу после снятия ограничений. В сложившихся обстоятельствах сдача отчетности задержалась не по причине деятельности компании. Следовательно, оснований для применения санкций, указанных в части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, нет.
И так бывает часто
Судьи также поддержали бизнес и в другом решении АС Западно-Сибирского округа: Постановление от 29 июня 2021 года № Ф04-3576/2021. Предприниматель 14 мая 2020 года представил в ПФР сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года. Чиновники оштрафовали его по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ на 14 000 рублей за нарушение сроков подачи сведений персонифицированного учета в отношении 28 застрахованных лиц.
Правительство России постановлением от 2 апреля 2020 года № 409 продлило на три месяца срок сдачи отчетности, подаваемой в марте-мае 2020 года, для всех компаний и предпринимателей. Срок подачи расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 года установлен до 15 мая 2020 года.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ не может противоречить другим нормам законодательства. Сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяются законами о налогах и сборах. Действие Постановления № 409 распространяется на период подачи сведений по расчету за март 2020 года, срок которого тоже был продлен до 15 мая.
Нарушения подобного характера не подлежат наказу по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
17 апреля 2020 года ПФР направило письмо № НП-08-24/8051, в котором разъяснил подразделениям возможности привлечения страхователей к ответственности за просрочку сдачи СЗВ-М.
В Постановлении АС Московского округа от 30 июня 2021 года № Ф05-14268/2021, где рассматривались дела, схожие по обстоятельствам с представленными Фондом, подчеркнуто: формальный подход к привлечению страхователя к ответственности за правонарушение и наложение штрафа недопустимы.
Что помогает оспорить штраф ПФР за СЗВ-М
ПФР накладывает штрафы не только за просрочку сдачи СЗВ-М, но и за ошибки в персональных данных, а также за предоставление СЗВ-М на бумаге при обязательном электронном учете. Штраф в большинстве случаев подлежит отмене или уменьшению.
Какие обстоятельства можно отразить в акте возражений для уменьшения размера наказания?
-
незначительность нарушения срока сдачи;
-
впервые допущенная ошибка;
-
Внешние факторы, например сбои в работе системы, разрыв интернет-соединения или неисправность компьютера.
-
Внесение исправлений перед выявлением ПФР нарушений.
-
отсутствие негативных последствий для бюджета РФ.
Суд может полностью отменить штрафные санкции, если сотрудники Пенсионного фонда нарушили порядок составления акта, не соблюли сроки его отправки застрахованному лицу, не дали возможность добровольно исправить ошибку, задержали выдачу СНИЛС работникам.
Процессуальные ошибки могут повлиять на судебное решение по вопросу о полном или частичном отмене штрафа.