
Инвентаризация – ключевой этап подготовки годового отчета, требующий внимательности для избежания ошибок. Ошибки приводят к искажению показателей и могут сделать отчетность недостоверной, грозя штрафами.
Кто обнаружит недостоверность бухотчетности
Выявление неточностей в бухгалтерском учете возможно во время проверок налоговой инспекцией или аудиторами.
В примечании к статье 15.11 КоАП РФ говорится, что Считают грубым нарушением требований к бухгалтерскому учёту и отчетности. :
- Уменьшение налогов и сборов на не менее 10 процентов из-за неверных бухгалтерских сведений.
- Изменение любого показателя бухгалтерской отчётности более чем на 10 процентов по стоимости.
- Регистрация несуществующего предприятия либо фиктивного объекта.
- Ведение бухгалтерского учета за пределами действующих регистрах.
- Подготовка бухгалтерской отчетности вне зависимости от сведений из учетных записей.
- Отсутствие через положенные сроки учета первоначальных документах, книг учета и ведения бухгалтерии, отчетов бухгалтерского характера и аудиторского заключения (при обязательном прохождении аудита).
В случае ошибок инвентаризации, вызвавших искажение отчетности на 10% и больше, администрацию компании могут оштрафовать от пяти тысяч до десяти тысяч рублей по статье 15.11 КоАП РФ.
Инвентаризация — важный этап подготовки годового отчета, требующий аккуратности и отсутствия ошибок.
Приказ об инвентаризации
Составляя приказ об инвентаризации, не забудьте указать в нем обязательные реквизиты:
- даты начала и окончания инвентаризации;
- состав комиссии;
- перечень проверяемых имущества и обязательств;
- порядок инвентаризации.
Состав комиссии необходимо формировать правильно. Ее не должны включать лица, несущие материальную ответственность. Сроки в приказе должны быть соразмерны объему инвентаризации, так как часто случается, что объем работы большой, а период инвентаризации составляет лишь один-два дня.
Документы до начала инвентаризации
Перед началом инвентаризации
Бухгалтер предоставит комиссии сведения из бухгалтерского учёта, содержащие перечень и стоимость имущества и обязательств организации. Информация регистров должна быть подтверждена первичными документами.
Руководитель инвентаризационной комиссии Приходные и расходные документы, прилагаемые к отчетам (регистрам), необходимо завизировать и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основе этих документов комиссия устанавливает стоимость имущества и обязательств фирмы перед началом инвентаризации. Полученные данные заносятся в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).
Все члены комиссии и отвечающие за сохранность имущества сотрудники подписывают опись.
Без хотя бы одной обязательной подписи документ о результатах инвентаризации могут считать недействительным.
Инвентаризацию активов выполняют кладовщики, кассиры и другие материально-ответственные лица.
Ответственные лица предоставляют расчетные документы и подтверждения о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные бумаги на проверяемое имущество переданы бухгалтерии или комиссии, прибывшее ценности учтены, а выбывшие списаны. Отсутствие подобных подтверждений недопустимо.
Ошибки в процессе ревизии
Во время проверки могут возникнуть огрехи, делающие результаты неприменимыми.
- при инвентаризации товарно-материальных ценностей Не составляют отдельных описей для ценностей, поступивших и выданных в ходе проверки.
- При выходе из помещения комиссия и тому подобные лица не пломбируют его с находящимися там товарами и материалами.
- не инвентаризируют резервы.
Когда инвентаризацию лучше отложить
Лучше отложить инвентаризацию, если что-то из членов комиссии
Не смог принять участие в проверке и отсутствовал, но срочно выдать приказ о замене и осуществить его не удалось.
Неявка члена инвентаризационной комиссии и, соответственно, отсутствие его подписи на документах делают результаты инвентаризации недействительными.
Не рекомендуется подписывать документы от имени отсутствующего члена комиссии, поскольку при возникновении необходимости его отсутствие могло быть обусловлено болезнью, командировкой или другими причинами.
Итоговые документы
Проверьте, удалось ли вам собрать полный пакет документов при инвентаризации. Это:
- приказ о проведении инвентаризации;
- инвентаризационные описи (акты);
- при выявлении отклонений — сличительные ведомости;
- Отчет о заключительном собрании комисии по инвентаризации.
- Распоряжение руководителя о подтверждении итогов инвентаризации.
При заполнении документов следуйте хронологии и правилам оформления, делайте все необходимые записи, подытожьте информацию, при отсутствии данных — ставьте прочерки, соберете все требуемые подписи и так далее.