Если предприятие неоднократно завершало год убытками, вероятность визита представителя бизнеса в инспекцию выше, чем если компания столкнулась с отрицательным результатом только в текущем году. Впрочем, и в последнем случае бизнес может быть приглашен для разъяснений причин неэффективной работы.
Что предпринимать при продемонстрированном компанией убытке?
Скоро наступит конец года, поэтому предприятие сможет подвести итоги: какими для бизнеса оказались эти 366 дней? Если организация не получила прибыль, стоит ответить себе на несколько вопросов: по какой причине работа велась в убыток, можно ли считать произведённые расходы обоснованными и что делать с убытком в следующем году?
Обоснованность расходов оценивается судами с учетом обстоятельств, указывающих на намерение получить экономический эффект от предпринимательской или иной экономической деятельности, а не ее результата. К такому выводу пришли высшие суды, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и Определении Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П. Налоговый орган обычно обращает внимание на решения арбитров.
Убытки, получаемые в ходе вашей коммерческой деятельности, считаются законными. Согласно статье 283 Налогового кодекса, разрешено учитывать суммы, связанные с убытками, не только в текущем налоговом периоде, но и в последующих.
Объясняя возникновение убытков, необходимо доказать стремление предприятия к извлечению прибыли в рамках стандартной хозяйственной деятельности.
Причина, по которой не получена прибыль
Причины отсутствия прибыли по основной деятельности у компании могут быть различными. Рассмотрим их подробнее:
- организация только начала работать;
- Компания направила существенные ресурсы на совершенствование.
- Деятельность предприятий подвержена влиянию сезонных изменений востребованности продукции.
- Фирме пришлось произвести значительные разовые расходы.
- общество ведет демпинговую политику;
- Поставщик повысил цены.
Независимо от причины, озвучивание её не будет достаточным. Требуется подготовка документов, подтверждающих высказанное. Рассмотрим далее каждый случай более детально.
Организация только начала работать
Возврат вложений в этом случае обычно наступает через несколько лет после начала работы. Новые предприятия пока не закрепились на рынке. До появления надёжных поставщиков и постоянной клиентской базы расходы могут перевалить за доход.
В сложившейся ситуации помощь окажет бизнес-план, из которого будет ясно, что первоначальные убытки запланированы на первые годы деятельности, а срок окупаемости инвестиций обозначен конкретно.
При отсутствии выполнения бизнес-плана и прибыли от деятельности компании необходимо изучить причины и зафиксировать результаты в документе. Пример такого документа: отчет комиссии, назначенной руководителем для выяснения причин убытков, или отчет планово-экономического отдела организации.
Разработка потребовала значительных ресурсов.
Развитие бизнеса часто влечёт убытки, которые могут длиться несколько лет. Это связано с освоением новых рынков и разработкой новых направлений деятельности. В такой ситуации увеличиваются как капитальные вложения, так и инвестиции в долгосрочные активы.
Для подтверждения справедливости понесенных потерь организациям требуется предоставить бизнес-план, калькуляции и другую документацию. Бизнес-план должен отражать время начала возврата инвестиций.
Сезонные колебания спроса
Работа компании по показателю прибыли может быть неудовлетворительной из-за особенностей ее деятельности. Убытки, появившиеся при снижении спроса, необходимо компенсировать доходами, заработанными во время высокого спроса на товары, услуги и работы.
Крупные единовременные траты
Пример такой ситуации: предприятие произвело дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу включило его стоимость в затраты. Документами, подтверждающими эти траты, могут быть приказ руководителя о ремонте, утвержденная директором смета расходов на ремонт и бумаги, подтверждающие понесенные затраты.
Демпинговая политика
Демпинговая политика – это деловое решение. Руководитель компании может принять программу развития, предлагая потребителям очень низкие цены. В итоге компания несет временные убытки, но получает выгоду в будущем. Например, организация с такой стратегией может расширять рынок сбыта, вытесняя конкурентов благодаря низким ценам. Такой подход увеличит объем реализации в будущем.
Чтобы подтвердить экономическую обоснованность текущих убытков, можно использовать утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговую политику. В этой стратегии необходимо отобразить ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании в цифрах.
Материал подготовлен экспертами бератора
«Практическая энциклопедия бухгалтера»
для журнала «Практическая бухгалтерия».