Причины возникновения убытка и как его объяснить в налоговой.

Автор:
Фото: img.freepik.com


К концу отчетного года ваша компания может закончить работу с убытком, что освобождает от уплаты налога на прибыль. В связи с этим бизнесу следует быть готовым к вызову представителя налоговой для пояснения причин такого финансового положения дел. В нашем материале рассказываем, как объяснить убыток.

Если предприятие неоднократно завершало год убытком, вероятность приглашения представителя бизнеса в инспекцию выше, чем если компания только в этом году показала отрицательный результат. В любом случае бизнес может быть запрошен объяснить причины неэффективности работы.

Что предпринять, когда прибыль отсутствует?

Скоро завершится год. Предприятие сможет подвести итоги: какие эти 366 дней оказались для бизнеса? Если прибыль получить не удалось, необходимо ответить на вопросы: по какой причине работала организация в убыток, почему произведенные предприятием расходы обоснованы и что делать с убытком в следующем году?

Потери, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, не считаются незаконными. Статья 283 Налогового кодекса признает легитимность убытков и разрешает учитывать суммы, связанные с ними, как в текущем налоговом периоде (за счёт базы, рассчитанной нарастающим итогом), так и в последующих.

Для обоснования убытков необходимо доказать, что предприятие действовало в рамках обычной коммерческой деятельности с целью получения прибыли.

Причина, по которой не получена прибыль

Причины отсутствия прибыли от основной деятельности могут быть разнообразными. Важно при этом помнить о достоверности объяснений. Рассмотрим список возможных причин:

  • организация только начала работать;
  • Развитие заняло много ресурсов у компании.
  • Деятельность предприятий подвержена влиянию сезонных изменений востребованности продукции.
  • Фирме пришлось произвести большие одноразовые затраты.
  • общество ведет демпинговую политику;
  • Поставщик повысил цены.

Независимо от причины, просто произнести ее вслух не достаточно.
Требуется подготовить документы, подтверждающие сказанное.
Рассмотрим каждый случай более детально.

Организация только начала работать

Возврат вложений обычно случается через несколько лет после запуска бизнеса, поскольку молодые компании ещё не имеют стабильного положения на рынке. Без надёжных партнёров и постоянных клиентов расходы могут превысить выручку.

Неудачное выполнение бизнес-плана и отсутствие прибыли требуют изучения причин и фиксации результатов в документах, таких как отчет комиссии, назначенной руководителем для выявления факторов убытков, или отчет планово-экономического отдела компании.

Развитие потребовало значительных ресурсов.

Рост – причина убытков, которая случается большинству предприятий. Несколько лет убыток может быть связан с освоением новых рынков и развитием новых для бизнеса видов деятельности. В такой ситуации одновременно увеличиваются капитальные и долгосрочные вложения.

Для подтверждения обоснованности понесенных убытков организациям требуется предоставить бизнес-план, калькуляции и другую документацию. В бизнес-плане необходимо отразить срок окупаемости инвестиций.

Сезонные колебания спроса

Неудовлетворительная доходность деятельности фирмы может быть связана с особенностями её работы. Потери, образовавшиеся из-за уменьшения спроса, предстоит компенсировать доходами, полученными при повышенном интересе к товарам, услугам и работам.

Крупные единовременные траты

Если предприятие провело дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учел его стоимость в составе затрат, какие документы подтвердят данные траты?

Демпинговая политика

Демпинговая политика — это решение, принимаемое руководителем компании для развития бизнеса. Оно подразумевает предложение потребителям очень низких цен. Временные убытки компенсируются выгодой в будущем. Организация с такой стратегией может расширять рынок сбыта, вытесняя конкурентов за счет сниженных цен, что приведет к увеличению объема продаж в перспективе.

Как доказать экономическую оправданность текущих убытков? В этом помогут утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (в ней необходимо показать ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании в цифрах).

Материал подготовлен экспертами бератора
«Практическая энциклопедия бухгалтера»
для журнала «Практическая бухгалтерия».