Как учитывать расходы при остановке деятельности организации?

Автор:

Работа компании может прекратиться по экономическим, технологическим, техническим причинам. Объявление простоя требует важного условия: остановка должна быть реальной, а не формальной. Простой может коснуться одного работника, группы сотрудников подразделения или всей компании. В статье будет рассмотрено, как учитывать расходы во время простоя и что делать с сотрудниками.

Как учитывать расходы во время простоя

Организация должна учитывать расходы для налогообложения прибыли как при наличии доходов, так и в периоды отсутствия доходов. Неважно, из каких источников происходят средства на покрытие расходов. Следовательно, расходы необходимо учитывать и во время временного простоя.

Важно, чтобы подобные траты приводили к получению прибыли. письме от 11.08.2023 №03-03-06/1/75383.

В письме указано, что исключение составляют затраты, полученные при использовании целевого финансирования и целевых пожертвований, если у плательщика налога есть обязанность вести раздельный учет дохода и расходов.

Фирма в налоговой учете самостоятельно определяет прямые затраты на основании статьи 318 Налогового кодекса. Эти затраты учитываются в составе внереализационных расходов, согласно пункту 2 статьи 265 НК РФ.

К подобным расходам относятся, например, заработная плата сотрудников и амортизация неприведенного в резерв оборудования.

В период простоя косвенные затраты учитываются по стандартной системе на соответствующие счета.

Поэтому, как мы замечаем, временная приостановка деятельности не всегда исключает возможность оправданности расходов в течение этого периода.

А что с сотрудниками?

Роструд в своем телеграмм-канале напомнил о порядке введения и оплаты простоя.

При возникновении простых нарушений работодатель обязан предпринять все зависящие от него действия для их устранения и обеспечить возможность работнику продолжить трудовую деятельность.

Роструд отметил, что простой:

  • Это не отпуск, так что во время простоя сотрудник обязан быть на рабочем месте.
    Исключение возможно только при указании работодателем иного в приказе о начале простоя.
  • Нештатные ситуации могут возникнуть из-за действий руководителя или подчиненного, либо по независящим от компании и ее работников причинам.

Неопределённый статус простым не может быть постоянным. Возможно лишь продление этого статуса.

В случае отсутствия работника работодатель может перевести его на другую должность сроком до одного месяца без согласия, но лишь при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Простой не представляет собой изменение порядка выплаты заработной платы.

  • В случае вины работодателя выплачивается не менее двух третей среднего заработка работника.
  • В случае вынужденного простоя, независимо от виновности сторон, выплачивается не менее двух третей тарифной ставки или оклада, исчисленных с учетом фактического рабочего времени.
  • по вине работника – не оплачивается.