Административные и налоговые аспекты передачи основных средств в оперативное управление

Автор:
Фото: img.freepik.com


Для перевода имущества в автономное отделение его можно сначала приобрести, или же передать имеющееся. Для такой передачи действуют собственные учетные нормы.

Понятие филиала


ГК РФ определяет филиал как обособленное подразделение юридического лица, находящееся отдельно от его основного местоположения и выполняющее все или некоторые его функции.

  • не является юридическим лицом;
  • наделяется имуществом создавшей его организации;
  • действует на основании утвержденного ею положения (п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ).


Информация о филиале должна присутствовать в документах о создании компании. При отсутствии статуса филиала у обособленного подразделения его внесение в устав не требуется. Вместе с тем, всякое ОП подлежит регистрации в налоговой службе.

Как учесть закупленное ОС


Допустим, компания приобрела основные средства с целью дальнейшей передачи в подразделения и хранит их на счёте 08 до начала эксплуатации.


Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает сумму вложений организации в незавершенное строительство и незаконченные операции приобретения основных средств. Стоимость таких вложений может быть списана в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы при продаже, передаче безвозмездно и других вложениях».


Передача ОС в филиал не допускается с использованием счета 08. Вначале предприятию необходимо внести имущество в эксплуатацию как ОС, присвоить ему инвентарный номер, определить срок полезного использования и способ начисления амортизации. При необходимости начать начислять амортизацию.


Операционный пункт может быть отдельным подразделением со своим балансом или частью головной фирмы. Это влияет на бухгалтерский учёт и передачу имущества.

Рассмотрим оба варианта.

ОП не выделено на отдельный баланс


Рассмотрим процедуру передачи имущества Оси филиалу с точки зрения оформлению документов.


При отсутствии отдельного баланса для ОП, по передаче оформляют форму № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств». В документе заносят передачу ОС от одного материально ответственного лица другому. Накладную подписывают стороны передачи. Её составляют в 3 экземплярах на основании приказа директора.

  • 1 в бухгалтерии;
  • Ответственность за материальные ценности сохраняется у передачи лицо.
  • Три передает материально ответственное лицо, которое принимает оперативную политику.


В бухучете возможны два способа оформления записей, обусловленных методом ведения учета и настройками программного обеспечения.

  1. Отсутствие ведения пообъектного учета основных средств исключает необходимость вносить записи.
  2. При ведении пообъектного учета основных средств возможно отражение перемещения объекта и начисленной амортизации с помощью проводок между субсчетами, относящимися к счетам 01 и 02.

ОП выделено на отдельный баланс


Если организационно-правовая форма, получающая основные средства, имеет отдельный баланс, все хозяйственные операции она ведет отдельно, то есть на собственном балансе. При перемещении имущества первоначальная стоимость объекта и накопленная амортизация с баланса головной организации списываются и отражаются в учете ОП. Оно будет продолжать начислять амортизацию по полученным основным средствам.


Инвентарной карточке № ОС-2 недостаточно информации для оформления перемещения основных средств в филиал с отдельным балансом. Поэтому необходимо разработать и утвердить специальную форму для перемещения имущества между филиалами, содержащую разделы и поля для отражения данных об амортизации передаваемых основных средств.


Начальник предприятия издает приказ о передаче оборудования, по которому документ составляют в четырех экземплярах.

  • 1 для бухгалтерии филиала;
  • Ответственное лицо хранит 2.
  • Материально ответственное лицо, принимающее ОП, получает 3.
  • 4 остается в бухгалтерии головной фирмы.


Расчёты с ОП осуществляются через счёт 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчёт 1 — «Расчеты по выделенному имуществу».


При перемещении основных средств из головного офиса во филиал в бухгалтерском учёте головной организации проводятся следующие операции.

  • Дебет 79-1 Кредит 01
    • В операционную программу записано перемещение ОС в ОП, выделенного на отдельный баланс, по сумме первоначальной стоимости.
  • Дебет 02 Кредит 79-1
    • Амортизационные отчисления были учтены на балансе отдельного объекта — ОС, переведённой в категорию ОП.


В учете обособленных подразделений (ОП), выделяемых на отдельный баланс, поступление основных средств из головного отделения компании регистрируется проводками.

  • Дебет 01 Кредит 79-1
    • В расчет была включена начальная стоимость основных средств, передаваемых главным отделением.
  • Дебет 79-1 Кредит 02
    • В расчёт включена сумма амортизации по основным средствам, передаваемым из центрального подразделения.

О налогах


Передача объекта ОС филиалу не влечет за собой перехода права собственности на него. Данная хозяйственная операция не относится к реализации и не порождает объект налогообложения по НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ).


Отсутствие реализации исключает возникновение доходов и расходов по налогу на прибыль.


В налоговом учете амортизацию всегда начисляет головная компания, поскольку базу по налогу на прибыль определяют по организации в целом. Расходы в виде амортизации независимо от местонахождения ОС учитываются при формировании единой налоговой базы по прибыли.


Директор устанавливает порядок и сроки предоставления филиалом информации и документов, требуемых для расчета налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).


Организации оплачивают налог на имущество по местоположению недвижимости.