Состояние расчетов компании с бюджетом можно проверить по справке из ИФНС, в которой будет указано положительное, отрицательное или нулевое сальдо единого налогового счета.
приказом ФНС России от 14 ноября 2022 года № ЕД-7-19/1086@
Сальдо единого налогового счета (ЕНС) можно рассчитать самостоятельно. Для этого нужно из суммы, перечисленной на единый налоговый счет как единый налоговый платеж (ЕНП), вычесть размер совокупной обязанности. Но, точнее и проще — по справке о состоянии ЕНС, которую можно запросить в своей ИФНС.
Запрос на справку можно подать в ИФНС по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через учетную систему налогоплательщика (ERP — система). Те, кто не использует электронные каналы связи, могут отправить запрос на бумаге по почте или посетить налоговую лично.
С 1 января 2023 года налоговые инспекции по запросу выдают несколько видов справок:
- о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;
- о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП;
- об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки.
То есть, кроме справки по остаткам, бухгалтерия может запросить у налоговиков еще два вида справок: справку о том, какие суммы вошли в ЕНП, и справку об уплате налогов на определенную дату (новая редакция подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). В случае отрицательного сальдо в справе будет указано, по каким платежам образовалась задолженность.
Как получить справку о состоянии ЕНС
Чтобы получить справку, нужно в налоговую по месту учета направить заявление. Форма такого заявления утверждена https://na.buhgalteria.ru/document/n205485.
Что указывать в заявлении
Сначала нужно определится в тем, какая именно справка нужна и указать ее код:
1 – о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;
2 – об исполнении обязанности по уплате;
3 – о принадлежности суммы, перечисленной в виде ЕНП.
В заявлении нужно указать обычные сведения о компании, которые присутствуют во всех официальных бумагах при общении с ИФНС. Перечень этих сведении приведен в пп. 18, 82, 83, 88 административного регламента, утвержденного Приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@. Среди них, наиболее важные:
- полное название заявителя и его ИНН;
- способ получения справки (если вы будете получать справку лично в налоговой, это нужно указать, в противном случае справка «уйдет» по почте);
- подпись руководителя фирмы или доверенного лица (если заявление подписывает представитель, к заявлению нужно приложить доверенность, оригинал или заверенную копию (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Где и как заполнять заявление
Бумажный вариант справки можно скачать на сайте налоговой или в бераторе Практическая энциклопедия бухгалтера.
В учетных бухгалтерских программах, системах ЭДО и личных кабинетах формы заявлений внесены. Нужно просто выбрать тип заявления и заполнить все предлагаемые поля.
При формировании заявления по ТКС поле «Способ выдачи справки» не используется.
В личных кабинетах на сайте ФНС справку можно найти в списке документов, которые доступны к представлению через личный кабинет.
Как получить справку из налоговой
ИФНС должна выдать справку по сальдо, которое числится на ЕНС по состоянию на определенную дату, в течении 5 дней. Обратите внимание, сведения, которые войдут в справку будут отражать данные на дату запроса (в подп. 5.2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Если вы подаете заявление на бумаге, его нужно подготовить в двух экземплярах. Первый останется в налоговой, второй вы заберете обратно с отметкой ИФНС о дате приема. Поэтому, второму экземпляру потом нужно будет получать готовую справку.
Если направите заявление почтой, дату получения заявления налоговым органом можно узнать на официальном сайте «Почты России», с помощью сервиса «Отслеживание.
При отправке по ТКС и через личный кабинет — датой подачи заявления будут дата, указанная в квитанции о приеме запроса.