
Согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации, банки обязаны предоставлять налоговым органам подробные сведения о финансовых операциях клиентов. Информация обхватывает широкий круг вопросов, превосходящий рамки положений статьи 86 Налогового кодекса.
Информация о финансовых операциях доступна ФНС благодаря обязанности банков предоставлять налоговикам сведения для контроля и предотвращения уклонения от налогов. Перечень сведений, которые банки обязаны передавать ФНС, приведен в пункте 2 статьи 86 НК РФ.
- Данные о начале или прекращении функционирования банковских счетов и вкладов.
- Информация о начале функционирования и прекращении работы электронных кошельков, включая те, что используют особые системы и сервисы.
- Информация о начале или прекращении действия счёта цифрового рубля, о внесении изменений в данные счёта цифрового рубля.
- Сведения об изменении реквизитов.
- Выписки о движении средств на счетах.
- Информация о балансе на счетах по состоянию на определенную дату.
- Копии паспортов и других документов руководителей предприятий, главным бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, то есть лицам, имеющим право распоряжаться деньгами на счетах.
- Ксерокопии контрактов клиента и банка, заявления о открытии и закрытии счёта, а также остальная информация о клиентах.
- Информация о владельцах счета, которую банк располагает при получении запроса от налоговой инспекции.
Перечень довольно обширный. Но и он не исчерпывающий.
Положения пункта 2 статьи 86 НК РФ не лишают налоговых органов права запрашивать документы при проведении налогового контроля. Инспектора могут получать документы и по другим основаниям, в том числе вне рамок проверки, если возникает необходимость получения документов (информации) по конкретной сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Банки предоставляют сведения через три рабочих дня после поступления заявления из налогового органа.
С 2025 года банковский и налоговый контроль объединены почти полностью. Сотрудники банков часто задают вопросы Требуют подтверждающих документов о реальности сделок. С 2024 года банки обязаны отслеживать операции клиентов на предмет нарушения «антиотмывочного» законодательства; сообщать о подозрительных операциях и крупных переводах свыше 600 тысяч рублей, а также о сделках с недвижимостью свыше 3 миллионов рублей.
Предприятие не смогло признать бумаги финансовой организации неприемлемой информацией для суда.
Недавно Арбитражный суд Уральского округа принял решение по делу под номером А47-3236/2024 (постановление АС УО от 20.06.2025 № Ф09-1776/25).
Предприятие стремилось обжаловать результаты проверки, утверждая, что ИФНС применила недопустимые доказательства: реестры начисления зарплаты из банков. Юристы ссылались на пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ, где перечень документов, предоставляемых банками в налоговую инспекцию, не включает сведения о выплатах заработной платы сотрудникам.
Судьи не согласились с этим, ссылаясь на пункт 2 статьи 93.1 НК РФ, который предоставляет налоговикам право получать документы и по другим основаниям, включая случаи за пределами проверки конкретных сделок. ИФНС в рамках запроса документации по договору о банковском обслуживании это и сделала.
И снова ФНС обнаружила фиктивный документооборот. Комментарий к решению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа №А75-25473/2023 от 28 мая 2025 года.