
При сдаче имущества в аренду государственным органам, арендатор выступает в роли налогового агента по НДС. Однако, если арендодателем является казенное или бюджетное учреждение, арендатор не обязан выступать в качестве налогового агента. Налоговые обязательства по НДС ложатся на само учреждение
В каких случаях арендатор признается налоговым агентом
Вот случаи, когда фирма считается налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ) :
- если фирма арендует имущество у органов власти, а также если фирма покупает (получает) у органов власти имущество, составляющее государственную казну;
- если госорганы, органы местного самоуправления предоставляют организации (ИП) право ограниченного пользования земельным участком (сервитут), который находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, в собственности федеральной территории «Сириус».
Аренда имущества у ГБУ
В случае, если арендодателем выступает государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, на которое по праву оперативного управления закреплено госимущество, то обязанностей налоговых агентов у арендаторов не возникает , так как это не предусмотрено нормами НК РФ.
В данном случае, уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) будет непосредственно бюджетное учреждение. Ему необходимо рассчитывать и перечислять НДС с арендной платы в соответствии с установленными правилами.
В своем недавнем письме от 16 июня 2025 г. № 03-07-11/57831 Минфин предоставил соответствующие разъяснения.
Сервитут от казенного учреждения
Начиная с 1 октября 2023 года, в Налоговом кодексе Российской Федерации вступили в силу изменения, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве налоговых агентов, обязаны рассчитывать и уплачивать НДС в соответствии с установленным сервитутом (пункт 3 статьи 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ).
Получатель сервитута от казенного учреждения не выступает в качестве налогового агента с точки зрения НДС .
Казенное учреждение представляет собой государственную или муниципальную организацию, осуществляющую реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления за счет бюджетных средств. Данные учреждения относятся к некоммерческим организациям (согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ и ст. 2, п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Государственное казенное учреждение не входит ни в состав органов государственной власти и управления, ни в состав органов местного самоуправления, ни в состав органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
В случае предоставления индивидуальному предпринимателю или организации права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании казенного учреждения, данное учреждение обязано исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость.
На это указал Минфин в письме от 25 января 2024 г. № 03-07-11/6133).
Размещение нестационарных торговых объектов
Фирма также не становится налоговым агентом по НДС, если муниципалитет за плату разрешает разместить нестационарный торговый объект на земельных участках и в зданиях (строениях, сооружениях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности (см. письмо Минфина от 17 октября 2023 г. № 03-07-11/98289).
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органы государственной или муниципальной власти имеют право предоставлять за определенную плату другим лицам возможность заключать соглашения о размещении временных торговых точек на землях и в помещениях, находящихся в собственности государства или муниципалитета.
Нестационарный торговый объект – это временное сооружение или конструкция, не имеющая постоянного крепления к земельному участку, а также передвижные объекты (согласно статье 2 Федерального закона № 381-ФЗ), независимо от того, подключены они к инженерным сетям или нет).
Налогооблагаемой ставкой НДС облагается плата за предоставление права заключать договор на размещение указанных объектов, и именно лицо (орган власти), предоставляющее такое право, обязано исчислить этот налог. Это обусловлено тем, что данная операция является объектом обложения НДС, поскольку:
- не указана в перечне операций, не признаваемых объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ);
- не указана в перечне операций, освобождаемых от НДС (ст. 149 НК РФ);
- не является операцией по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, НДС с которой исчисляют и уплачивают налоговые агенты (п. 3 ст. 161 НК РФ)