Для снижения потенциальных опасностей в данном секторе целесообразно внедрить в организации систему соблюдения антимонопольного законодательства и осуществлять ее периодический анализ.
В случае возбуждения антимонопольного дела необходимо привлечь экономистов для составления подробного отчета о ситуации на рынке товаров. Такое заключение способно убедить государственные органы в справедливости пересмотра цен.
Пример «из жизни»
В июле АСГМ признал правомерным решение ФАС о наложении штрафа на двух операторов связи по части 1 статьи 14.31 КоАП («Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»).
В 2022 году компании необоснованно увеличили стоимость услуг сотовой связи для 44,5 млн абонентов, сославшись на повышение собственных расходов. Антимонопольный орган посчитал это нарушением интересов потребителей.
Федеральная антимонопольная служба установила, что операторы нарушили статью 10 Закона «О защите конкуренции» («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»). Компаниям поручено снизить цены до экономически обоснованного уровня, а также назначены штрафы.
Компаниям не удалось оспорить решения ФАС в суде первой инстанции по делам № А40-10774/2023 и № А40-66143/2023.
Из-за закрытого характера заседаний по обеим спорам информацию о размере взысканий найти не удалось ни в актах.
В большинстве ситуаций высшие судебные органы поддерживают решения антимонопольных комиссий.
Лучше предотвратить возникновение судебных разбирательств. Для избежания штрафов необходимо знать, в каких случаях и за что применяются финансовые санкции.
Как привлекают к ответственности за рост цен
Согласно статье 10 закона о защите конкуренции компании не имеют права злоупотреблять своим положением на рынке. В частности, фирмы с господствующим положением на рынке не могут без веских причин устанавливать цены или тарифы на одинаковый товар.
Перед тем как наложить штраф на компанию, антимонопольный орган открывает дело об нарушении законов о конкуренции.
ФАС получает информацию о нарушениях по жалобам и из средств массовой информации.
В интервью солидному изданию кто-то допустил рост цен на авиабилеты в текущем году. Этот прогноз повторили другие СМИ. В результате ФАС выпустила предостережение, так как подобные заявления могут воспринять как призыв участникам рынка повысить цены на авиабилеты.
Служба, установив нарушение, возбуждает дело об административном правонарушении и выносит постановление о штрафе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пристально следит за деятельностью крупных компаний. Некоторые компании добровольно предоставляют службе сведения о своих ценах и сообщают о планируемых изменениях. Так поступают, как правило, организации, которым регулятор поручил это сделать через предписание.
В результате наблюдений часто возбуждаются уголовные дела по отношению к компаниям, функционирующим на розничном сегменте рынка. В случае с крупными оптовыми поставок расследование скорее всего запустится после обращения контрагента.
Перед наложением штрафа компаниям часто выписывают предписание, например, об уменьшении тарифов до экономически оправданного уровня.
Часто ли штрафуют бизнес
Оспаривание выводов антимонопольной службы по делам об административной ответственности стало происходить реже, чем в предыдущем году.
Юристы считают снижение споров результатом совершенствования контроля над ценообразованием в коммерческих организациях, позволяющего уменьшить связанные с этим риски.
В большинстве крупных и некоторых средних компаний имеются специализированные службы, которые контролируют соблюдение антимонопольных правил и препятствуют произвольному изменению цен бизнесом.
Снижение числа разбирательств связано еще и с улучшением качества правоприменения. Регулятор сейчас более детально и серьезно изучает каждую ситуацию, прежде чем прийти к выводу об нарушении.
Эксперты предсказывают, что в будущем оспаривать решения ФАС станет труднее. Одной из причин этого считают уменьшение числа подаваемых жалоб. Такая тенденция дает возможность ведомству более полно изучать спорные ситуации и принимать обоснованные решения.
Как предупредить штрафы
В этом случае могут возникнуть две ситуации. Первая — дело об административном правонарушении по статье 13.49 КоАП пока не возбуждено. Тогда можно предпринять различные действия для защиты бизнеса от штрафов:
-
Чтобы прийти к увеличению цен, нужно заранее объяснить причины этого шага, перечислив все имеющие значение для принятия решения факторы.
-
Часто выполнять проверку на соблюдение антимонопольного законодательства, которая предусматривает изучение стоимости продукции.
-
обращать внимание на цены конкурентов;
-
Создать коммерческую политику — внутренней компании инструкцию, которая управляет взаимоотношениями с партнёрами по равным и одинаковым правилам.
-
Установить правила изменения внутренних цен: в каких случаях компания вправе их корректировать, какие показатели на это влияют, насколько допустим диапазон колебаний цен, действующие скидки и бонусы для покупателей.
-
создать антимонопольный комплаенс.
Рекомендуется формировать процедуру ценообразования в компании с опорой на такие принципы, в частности.
-
В цену включать лишь расходы, связанные непосредственно либо опосредованно производством и продажей товара.
-
не включать в нее чрезмерную прибыль;
-
Не поднимайте цен на товар выше, чем формируют на аналогичных рынках, которые похожи по участникам и нормативным правилам.
Если компания включит методику формирования цен в антимонопольный комплаенс, нужно согласовать её с ФАС.
Антимонопольный комплаенс нужно корректировать, учитывая специфику каждого сектора.
В каждой области деятельности важно выявить потенциальные угрозы и лиц, несут ответственность за них.
Соответствие нормам должно включать не только создание внутренних документов, но и постоянное обучение работников, принимающих ключевые решения в компании.
Что делать, если возбудили дело
Второй вариант — если дело о нарушении законов по конкуренции уже начато. В этом случае компания может объяснить повышение цен во время расследования.
Компания не понесёт наказание в виде штрафа, если не будет принято решения об нарушении.
Следует доказывать объективные причины роста цен, выражая их в рублях, а не процентах. Если, например, контрагент повысил цены на 30%, это не значит, что всю сумму необходимо включать в увеличение стоимости, особенно если другие расходы остались прежними.
При значительных колебаниях цен на рынке предлагается направлять обращения в регулирующие органы с подробным анализом ситуации у поставщиков и проактивным ответом на потенциальные запросы.
Для обоснования повышения цен следует представить в антимонопольный орган документацию, подтверждающую:
-
В стоимость продукции входят лишь затраты, связанные непосредственно или опосредствованно с изготовлением и продажей.
-
Изменение цены пропорционально росту расходов на продукт. Расходы обусловлены, например, изменением госрегулирования, ростом тарифов и цен на сырье. Другие факторы ценообразования могут одинаково влиять на всех участников рынка.
-
Прибыль от продажи каждого товара не превосходит отраслевых стандартов.
Если предприятие не предоставило своевременное предупреждение о рисках, связанных со стоимостью товаров, а антимонопольная служба выразила сомнение в оправданности корректировки цен, то имеется два варианта действий.
Первое — обжаловать решения и постановления территориального УФАС в коллегиальном органе ФАС.
Этот шаг не останавливает работу приказа, как например при подаче судебной жалобы, указывает юрист. Через подобный порядок невозможно также списать штраф.
Этот вариант действует до введения санкций, размер которых рассчитывается исходя из выручки или расходов на покупку товара. Штраф за нарушение, как правило, высокий.
Второй путь — обжалование действий ведомства в судебном порядке.
Основной способ защитить компанию — оспорить решение регулятора в суде по факту нарушения антимонопольного законодательства. Важно действовать быстро, так как срок для подачи жалобы составляет три месяца.
Оспорить назначение штрафа затруднительно, пока решение о нарушениях антимонопольного законодательства не будет признано недействительным. Если суд уже рассматривает законность решения службы, то можно объединить оспаривание постановления о штрафе с этим рассмотрением.
Такой метод позволяет комплексно изучить ситуацию и исключает возможность противоречивых выводов.
В суде можно использовать те же доводы, что и антимонопольному органу.
Рекомендуется предоставить все доказательства еще на стадии рассмотрения дела службой. В таком случае у суда не возникнет вопросов о проигнорированных документах.