Использование эмодзи в деловой корреспонденции: польза и риски

Автор:
Фото: img.freepik.com


Чем больше смартфоны входят в жизнь человека, тем активнее культура коммуникации через телефон переносится в деловое общение. Мессенджеры давно стали частью жизни большинства людей, активно чатами пользуются и деловые партнеры. Вместе с ними в обычный обиход предпринимателей вошли и эмодзи. При этом стороны не всегда одинаково трактуют смысл направляемых значков, что приводит деловых партнеров в суд.

В статье изучаются судебные дела России, где арбитражные суды разбирали действия предпринимателей, спорным моментом в которых стали эмодзи в виде поднятого вверх большого пальца.

Прежде оценим судебную практику по спорам об эмодзи в других странах. Таких споров было немало, и ведутся они давно. Как и в России, судьи оценивают правильность интерпретации участников тех или иных значков.

В одной из стран спор разгорелся вокруг эмодзи поднятого вверх большого пальца. Один деловой партнер отправил его второму, тот воспринял это как согласие на условия сделки. На самом деле отправитель вкладывал в значок иной смысл. Арбитры встали на сторону пользователя, который истолковал эмодзи как согласие.

В противном случае участники переписки могут быть вовлечены в судебные разбирательства, подобные описанным ниже. Судебная практика по использованию эмодзи в России пока отсутствует.

«Большой палец вверх» значит да!

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А32-36944/2022 гласит о том, что две стороны договорились о продаже мобильного торгового киоска. Договор предусматривал возможность обсуждения деталей поставки как почтой, так и в чатах.

После завершения формальностей стороны перешли к обсуждению цвета будущего киоска. Покупатель сообщил продавцу свой выбор, на что продавец ответил эмодзи с поднятым вверх большим пальцем. В Постановлении отмечается: «Истцом предоставлена переписка о согласовании цветов киоска, в которой указано: “Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне”. После этой фразы следует сообщение в виде эмодзи (поднятый палец вверх)».

Судьи указали продавцу на его реакцию в чате: смайлик «👍», обычно означающий согласие, был отправлен в ответ на сообщение о выбранном цвете. Продавец утверждал, что этот эмодзи может иметь разные значения и не обязательно означает согласие, как считал покупатель и арбитры.

В обычном понимании этот знак в электронных сообщениях означает «хорошо». Жалобщик указал на возможные разные толкования изображения, но не предложил другие разумные его значения. В дальнейшей переписке значение ответа не уточнялось, поэтому ответчик воспринял его как согласие, не нуждающееся в дополнительном разъяснении.

Продавец утверждал, что эмодзи само по себе не исполнило условия договора, требуя дополнительного соглашения сторон. Однако суд отклонил этот аргумент, отметив, что из переписки не следует необходимости какой-либо иной информации для выполнения обязательств по договору; подобные доводы были заявлены только в суде.

Судьи постановили вернуть покупателю уплаченную сумму предоплаты с учётом процентов по использованию этих средств.

Молчание сторон после отправки продавцом покупателю эмодзи также повлияло на ситуацию. Оба участника могли задать вопросы, продолжить диалог, но этого не сделали. В итоге продавец и покупатель пришли к взаимному согласию. Покупатель не может быть виноват в том, что продавец ожидал от него дополнительных действий, ведь он был уверен, что между ними достигнуто согласие о выбранном цвете.

«Большой палец вверх» не значит «да»

Второй спор напоминает первый. Начальные условия идентичны: изображение в чате и смайлик, изображающий поднятый большой палец. Но результат этого спора разнится от предыдущего.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу № А28-2634/2023 гласит, что конфликт между сторонами возник из-за того, что продавец направил покупателю в чат фотографию готового к отгрузке товара (пиломатериалы). Покупатель увидела фото и отправила эмодзи. Однако покупатель, согласно условиям договора обязанный самостоятельно забрать товар, не прибыл.

Разобравшись в ситуации, стороны обнаружили разницу в интерпретации переписки. Продавец посчитал эмодзи знаком согласия на забор товара, а покупатель — иначе и не приехал за пиломатериалами. В итоге дело попало в суд. Заказчик настаивал на возврате предоплаты, продавец же утверждал, что товар был готов к отгрузке, и невывоз товара им не грозит.

Схожая ситуация с прошлым спором, только арбитры в этот раз отметили, что присланный покупателем смайлик не подтверждает его согласия забрать заказ. Смайлик – это всего лишь смайлик.

Такой способ коммуникации для участников сделки не является обычной практикой. Судьи также отметили, что фото не могло передать покупателю информацию о готовности товара и возможности его забора. Продавец мог оповестить покупателя о готовности заказа другим способом.

Апелляционный суд признал, что обязанность известить покупателя о готовности товара принадлежит поставщику. Как правильно указал суд первой инстанции, ответчик, считая, что фотография товара является уведомлением о готовности к отгрузке, в течение длительного времени не проявлял интереса к тому, понял ли покупатель сообщение и не попытался направить ему уведомление другим надлежащим способом.

Судьи отметили, что после получения эмодзи стороны не обсуждали детали исполнения договора. Поэтому заказчик товара не мог быть уверен, что пиломатериалы на фото – его заказ. Арбитры обязали вернуть предоплату покупателю и начислили проценты за пользование средствами. Поставщик также должен был компенсировать покупателю расходы на представителя.

Раздел: Споры