
Взаимодействие с плательщиками налога на профессиональный доход может быть одновременно выгодным и создавать компании сложности. В тексте рассмотрены восемь правил для проверки договора с самозанятыми. Наличие «опасных» пунктов в документе подразумевает необходимость внесения корректив как в текст соглашения, так и в стратегию сотрудничества с лицами, уплачивающими НПД.
В договоре следует указать цель.
Самозанятые – независимые специалисты, которые получают оплату за выполнение конкретных заданий бизнеса, а не занимают постоянную трудовую должность. В договоре с плательщиком НПД обязательно должен быть указан предмет контракта: задача, которую исполняет самозанятый.
Например, это может быть «написание описаний товаров для сайта» для договора с самозанятым копирайтером. Еще пример: «составление бухгалтерской и налоговой отчетности» для самозанятого бухгалтера или «проверка договоров» для юриста – плательщика НПД. При многочисленных услугах укажите их в приложении к договору, описав каждую услугу и ее стоимость.
В договорах с самозанятыми не следует использовать фразы типа «ведение бухгалтерского учета» или «заниматься продвижением сайта». Эти задачи относятся к обязанностям постоянных сотрудников – бухгалтера и специалиста по маркетингу соответственно.
Определите дату завершения действия договора.
В соглашении с самозанятым устанавливается договор ГПХ на выполнение определённой задачи, которая должна быть измеримой и иметь четкий конец. В контракте нужно обозначить точный срок завершения работ или оказания услуг.
Эти фразы могут заинтересовать контролирующие органы: «Соглашение заключено на не имеющий определенного срока» , «Соглашение заключено на временный период, пока сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком».
В соглашении предусмотрите оплату после завершения работ.
Самозанятый, будучи независимым исполнителем, получает оплату за услуги по факту выполнения задания или после приемки. Например, самозанятому строителю выплачивают часть денег после черновых работ, а окончательный расчет – при сдаче объекта. Второй вариант – сдача отчетности ежемесячно. Такой подход подходит при работе с бухгалтером – плательщиком НПД. В договоре нельзя указать конкретную дату оплаты, например, 10 и 25 числа каждого месяца.
Установите связь между оплатой и числом выполняемых задач в договоре.
Объем работы, которую компания поручает самозанятому специалисту каждый месяц, может варьироваться. Поэтому оплата будет меняться. Выплачивайте самозанятым за каждую предоставленную услугу: проверенную сделку, предоставленный отчет или выполненный ремонт оборудования.
Не рекомендуется платить самозанятому каждый месяц одну и ту же сумму, так как налоговая служба может считать это заработной платой и изменить договор о ГПХ на трудовой контракт.
В договоре определите качество предоставляемых услуг или сервисов.
Заказчик не может контролировать деятельность самозанятого. Бизнес может проверять лишь выполнение работ: можно указать в договоре, что самозанятый предоставляет для контроля промежуточный результат к определенной дате. Затем стороны подписывают акт и производится оплата за выполненную часть работ.
Плательщик НПД не обязан следовать правилам внутреннего трудового распорядка компании и графику работы. В договоре с самозанятым не стоит включать формулировки о подчинении исполнителя трудовому распорядку и контролем за выполнением работ руководителем отдела.
Елена Усачева, руководитель платформы Qugo для самозанятых, рассказала журналу «Практическая бухгалтерия».
Практическая бухгалтерия
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com
Выбор читателей
10.07.2025
Работать или сокращать рабочее время при высокой температуре?
09.07.2025
Отмена отпуска: правовые нюансы для работников и работодателей.
08.07.2025