Предотвращение переквалификации договора самозанятых как трудового

Автор:
Фото: img.freepik.com


Взаимодействие с плательщиками налога на профессиональный доход может быть одновременно выгодным и создавать компании сложности. В тексте рассмотрены восемь правил для проверки договора с самозанятыми. Наличие «опасных» пунктов в документе подразумевает необходимость внесения корректив как в текст соглашения, так и в стратегию сотрудничества с лицами, уплачивающими НПД.

В договоре следует указать цель.

Самозанятые – независимые специалисты, которые получают оплату за выполнение конкретных заданий бизнеса, а не занимают постоянную трудовую должность. В договоре с плательщиком НПД обязательно должен быть указан предмет контракта: задача, которую исполняет самозанятый.

Например, это может быть «написание описаний товаров для сайта» для договора с самозанятым копирайтером. Еще пример: «составление бухгалтерской и налоговой отчетности» для самозанятого бухгалтера или «проверка договоров» для юриста – плательщика НПД. При многочисленных услугах укажите их в приложении к договору, описав каждую услугу и ее стоимость.

В договорах с самозанятыми не следует использовать фразы типа «ведение бухгалтерского учета» или «заниматься продвижением сайта». Эти задачи относятся к обязанностям постоянных сотрудников – бухгалтера и специалиста по маркетингу соответственно.

Определите дату завершения действия договора.

В соглашении с самозанятым устанавливается договор ГПХ на выполнение определённой задачи, которая должна быть измеримой и иметь четкий конец. В контракте нужно обозначить точный срок завершения работ или оказания услуг.

Эти фразы могут заинтересовать контролирующие органы: «Соглашение заключено на не имеющий определенного срока» , «Соглашение заключено на временный период, пока сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком».

В соглашении предусмотрите оплату после завершения работ.

Самозанятый, будучи независимым исполнителем, получает оплату за услуги по факту выполнения задания или после приемки. Например, самозанятому строителю выплачивают часть денег после черновых работ, а окончательный расчет – при сдаче объекта. Второй вариант – сдача отчетности ежемесячно. Такой подход подходит при работе с бухгалтером – плательщиком НПД. В договоре нельзя указать конкретную дату оплаты, например, 10 и 25 числа каждого месяца.

Установите связь между оплатой и числом выполняемых задач в договоре.

Объем работы, которую компания поручает самозанятому специалисту каждый месяц, может варьироваться. Поэтому оплата будет меняться. Выплачивайте самозанятым за каждую предоставленную услугу: проверенную сделку, предоставленный отчет или выполненный ремонт оборудования.

Не рекомендуется платить самозанятому каждый месяц одну и ту же сумму, так как налоговая служба может считать это заработной платой и изменить договор о ГПХ на трудовой контракт.

В договоре определите качество предоставляемых услуг или сервисов.

Заказчик не может контролировать деятельность самозанятого. Бизнес может проверять лишь выполнение работ: можно указать в договоре, что самозанятый предоставляет для контроля промежуточный результат к определенной дате. Затем стороны подписывают акт и производится оплата за выполненную часть работ.

Плательщик НПД не обязан следовать правилам внутреннего трудового распорядка компании и графику работы. В договоре с самозанятым не стоит включать формулировки о подчинении исполнителя трудовому распорядку и контролем за выполнением работ руководителем отдела.

Елена Усачева, руководитель платформы Qugo для самозанятых, рассказала журналу «Практическая бухгалтерия».

Практическая бухгалтерия

Подписка на новости и полезные материалы

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

10.07.2025

Работать или сокращать рабочее время при высокой температуре?

09.07.2025

Отмена отпуска: правовые нюансы для работников и работодателей.

08.07.2025

Проблемы работодателей при выдаче отпусков