Акты выполненных работ при работе с самозанятыми: необходимость .

Автор:


После оказания услуги или выполнения работ самозанятый обязан предоставить чек. Предоставление же акта выполненных работ не обязательно, но все же рекомендуется оформить этот документ. Польза акта выполнении работ актуальна как для заказчиков, так и для самозанятого.


Согласно закону от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ подтверждением оказания услуг или выполнения работ самозанятыми является чек. Наличие чека обязательно для учета расходов при определении налоговой базы. Без чека у налогоплательщиков налога на прибыль нет права учесть расходы, связанные с приобретением услуг/работ у самозанятого.


При сотрудничестве с самозанятым помимо чека можно оформить и подписать акт выполненных работ.
Акт подтверждает факт оказания услуг или исполнения работ и отражает информацию о том, что это было сделано качественно и в установленные актом сроки. Ещё он необходим для налогового учета расходов заказчика (покупателя). Например, если самозанятому был выплачен аванс, то по дате акта бухгалтерия будет определять дату расходов, а не по чеку.


Для подтверждения выполненных работ или оказанных услуг необходим не только акт, но и чек.

Зачем еще может понадобиться акт?


При выполнении работ или оказании услуг поэтапно акт зафиксирует число выполненных задач и сроки их окончания.


В случае аннуляции чека (например, из-за ошибок) подписанный акт выполненных работ даст заказчику возможность в ФНС подтвердить сотрудничество со самозанятым, если тот не выставит новый чек после отмены предыдущего.


Акт защитит интересы заказчика в суде при необходимости доказать нарушение сроков или некачественное выполнение работы самозанятым. Также документ подтвердит отсутствие трудовых отношений с исполнителем для налоговой инспекции, если потребуется такая справка.


Подписанный заказчиком акт служит основанием для оплаты для самозанятых, что защищает от недобросовестных клиентов.

Как можно сформировать акт


Самозанятый человек имеет право составить акт самостоятельно или использовать форму, предложенную заказчиком. Для составления акта о выполненных работах нет единых жестких правил.


Как и всякий первичный учетный документ, акт должен включать определённые обязательные реквизиты. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ таковыми являются:

  1. наименование документа;

  2. дата составления документа;


  3. Наименование организации, которая оформила документ.

  4. содержание факта хозяйственной жизни;


  5. Характеристика явления экономической деятельности с использованием числовых значений и соответствующих им мер.


  6. Название должности человека или людей, которые заключили сделку или выполнили операцию и отвечают за её оформление, или название должности человека или людей, отвечающих за оформление произошедшего события.


  7. Подписи лиц из пункта 6 этой части, с указанием фамилий и инициалов или других данных для установления личности.


В акте можно обозначить несколько видов работ и услуг с точными описаниями и стоимостью каждой позиции. Такой перечень можно представить в виде таблицы.

В акт также можно добавить:

  • реквизиты договора
  • Информация о регистрации исполнителя в качестве налогоплательщика по профессиональному доходу.
  • Какие платежные условия применяются, если о них ничего не сказано в договоре.
  • Нет замечаний к количеству, качеству и выполнению в срок.
  • Наказание за опоздание выполнения работ или низкое качество выполненных задач.


Для составления акта о выполнении работ есть электронные сервисы, которые автоматически формируют документ по шаблонам из базы данных. После согласования заказчик может подписать акт в личном кабинете сервиса.