Взаимозависимость не является основанием для выездной налоговой проверки.

Автор:
Фото: img.freepik.com


Применение спецрежимов взаимозависимыми компаниями само по себе не является основанием для проведения выездной налоговой проверки по подозрению в налоговых правонарушениях.


ФНС сообщила, что применение взаимозависимыми компаниями разных спецрежимов не относится к рискам совершения налоговых правонарушений и не может рассматриваться в качестве единственного и весомого основания для проведения выездной налоговой проверки.
письме от 16.08.2022 № СД-19-2/188@.


Связь между разными компаниями сама по себе не указывает на нарушение налогового законодательства.


Предприниматели могут сами решать, какой налоговый режим им подходит для работы, исходя из того, что кажется выгоднее с точки зрения прибыли.


Взаимозависимые компании, применяющие спецрежим, не подлежат выездным налоговым проверкам.


В практике часто крупные и средние компании стремятся разделить отдельные бизнес-процессы в самостоятельные структуры, перейти на спецрежим для снижения налоговой нагрузки. Законность таких действий налоговые органы определяют путем анализа «по цепочке операций» и характеристик взаимозависимых компаний: общего штата, единых документов, бухгалтерии, отсутствия других партнеров и т.д.


Для проведения выездной налоговой проверки по факту взаимозависимости компаний, взаимодействующих между собой, требуется больше доказательств. Необходимо наличие дополнительных фактов, свидетельствующих о разделении бизнеса и оптимизации налогообложения.

Письмо ФНС РФ от 16.08.2022 № СД-19-2/188@


«О рассмотрении обращения»


Налоговая служба рассмотрела обращение учредителя ООО и сообщат следующее.


Обращение не содержит доверенностей на представление учредителю интересов ООО и других указанных в обращении налогоплательщиков, выданных законным образом. Это исключает возможность рассмотрения обращения по главе 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).


Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы могут требовать от плательщиков налогов, сборов или налоговых агентов документы, установленные государственными органами и органами местного самоуправления, подтверждающие основания для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Необходимо также предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.


Налогоплательщик обязан предоставлять в налоговые органы и их работникам документацию, необходимую для расчета и уплаты налогов, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса.


В отношении указанных в обращении налогоплательщиков территориальные налоговые органы проводят меры налогового контроля по Кодексу, что включает истребования документов в соответствии с 93.1 статьей Кодекса.


Эти мероприятия не считаются налоговыми проверками, не предусматривают в отношении налогоплательщиков применения мер ответственности или ограничений по закону, и не мешают ведению предпринимательской и другой экономической деятельности.


Определение законности действий сотрудников правоохранительных органов по обращениям налогоплательщиков не входит в полномочия Федеральной налоговой службы.


Кроме того, по вопросам использования субъектами бизнеса особых налоговых режимов следующая информация.


Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная деятельность, совершаемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг зарегистрированными в установленном законом порядке лицами.


Взаимозависимость субъектов предпринимательства не является само по себе основанием для признания налогового правонарушения, так как каждый плательщик налогов действует самостоятельно, принимая риски и оценивая эффективность своей деятельности.


Согласно законодательству о налогах и сборах, взаимодействие взаимозависимых налогоплательщиков разными финансово-хозяйственными операциями при использовании специальных режимов налогообложения не считается риском совершения налоговых правонарушений, установленных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поэтому не служит основанием для проведения выездной налоговой проверки.


Применение взаимозависимыми налогоплательщиками схем организации бизнес-процессов с общим финансовым результатом создает риск применения схем оптимизации структуры, предусматривающих разделение на формально самостоятельных участников с применением специальных режимов налогообложения.


Глава 26.2 Кодекса устанавливает объективные ограничения для использования особых налоговых режимов, определяемые условиями ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиком. Данные ограничения касаются порядка начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения и описаны в статье 346.13 Кодекса. Это дает возможность налогоплательщику самостоятельно оценить возможные риски и перспективы использования упрощенной системы налогообложения.


Для получения быстрейшего ответа направляйте запросы через сервисы «Обратиться в ФНС России» и «Личный кабинет».


Действительный


государственный советник


Российской Федерации


2-го класса