
Применение спецрежимов взаимозависимыми компаниями само по себе не является основанием для проведения выездной налоговой проверки по подозрению в налоговых правонарушениях.
ФНС сообщила, что применение взаимозависимыми компаниями разных спецрежимов не относится к рискам совершения налоговых правонарушений и не может рассматриваться в качестве единственного и весомого основания для проведения выездной налоговой проверки. письме от 16.08.2022 № СД-19-2/188@.
Связь между разными компаниями сама по себе не указывает на нарушение налогового законодательства.
Предприниматели могут сами решать, какой налоговый режим им подходит для работы, исходя из того, что кажется выгоднее с точки зрения прибыли.
Взаимозависимые компании, применяющие спецрежим, не подлежат выездным налоговым проверкам.
В практике часто крупные и средние компании стремятся разделить отдельные бизнес-процессы в самостоятельные структуры, перейти на спецрежим для снижения налоговой нагрузки. Законность таких действий налоговые органы определяют путем анализа «по цепочке операций» и характеристик взаимозависимых компаний: общего штата, единых документов, бухгалтерии, отсутствия других партнеров и т.д.
Для проведения выездной налоговой проверки по факту взаимозависимости компаний, взаимодействующих между собой, требуется больше доказательств. Необходимо наличие дополнительных фактов, свидетельствующих о разделении бизнеса и оптимизации налогообложения.
Письмо ФНС РФ от 16.08.2022 № СД-19-2/188@
«О рассмотрении обращения»
Налоговая служба рассмотрела обращение учредителя ООО и сообщат следующее.
Обращение не содержит доверенностей на представление учредителю интересов ООО и других указанных в обращении налогоплательщиков, выданных законным образом. Это исключает возможность рассмотрения обращения по главе 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы могут требовать от плательщиков налогов, сборов или налоговых агентов документы, установленные государственными органами и органами местного самоуправления, подтверждающие основания для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Необходимо также предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
Налогоплательщик обязан предоставлять в налоговые органы и их работникам документацию, необходимую для расчета и уплаты налогов, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса.
В отношении указанных в обращении налогоплательщиков территориальные налоговые органы проводят меры налогового контроля по Кодексу, что включает истребования документов в соответствии с 93.1 статьей Кодекса.
Эти мероприятия не считаются налоговыми проверками, не предусматривают в отношении налогоплательщиков применения мер ответственности или ограничений по закону, и не мешают ведению предпринимательской и другой экономической деятельности.
Определение законности действий сотрудников правоохранительных органов по обращениям налогоплательщиков не входит в полномочия Федеральной налоговой службы.
Кроме того, по вопросам использования субъектами бизнеса особых налоговых режимов следующая информация.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная деятельность, совершаемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг зарегистрированными в установленном законом порядке лицами.
Взаимозависимость субъектов предпринимательства не является само по себе основанием для признания налогового правонарушения, так как каждый плательщик налогов действует самостоятельно, принимая риски и оценивая эффективность своей деятельности.
Согласно законодательству о налогах и сборах, взаимодействие взаимозависимых налогоплательщиков разными финансово-хозяйственными операциями при использовании специальных режимов налогообложения не считается риском совершения налоговых правонарушений, установленных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поэтому не служит основанием для проведения выездной налоговой проверки.
Применение взаимозависимыми налогоплательщиками схем организации бизнес-процессов с общим финансовым результатом создает риск применения схем оптимизации структуры, предусматривающих разделение на формально самостоятельных участников с применением специальных режимов налогообложения.
Глава 26.2 Кодекса устанавливает объективные ограничения для использования особых налоговых режимов, определяемые условиями ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиком. Данные ограничения касаются порядка начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения и описаны в статье 346.13 Кодекса. Это дает возможность налогоплательщику самостоятельно оценить возможные риски и перспективы использования упрощенной системы налогообложения.
Для получения быстрейшего ответа направляйте запросы через сервисы «Обратиться в ФНС России» и «Личный кабинет».
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2-го класса