
При разбирательствах о признании погодных явлений форс-мажором большое значение имеет доказательная база. Если кто-то планирует призывать стихийные явления как причину ущерба, стоит заранее позаботиться о документальном подтверждении происшествия и характера погодных условий, которые являлись причиной или способствовали нанесению вреда другим лицам. Этот момент требует пристального внимания, так как таких дел все больше.
Мороз и солнце, форс в мажоре
Сильный ветер, дождь, снегопад, гололед и другие погодные явления чаще всего можно предвидеть, а последствия их предотвратить. Такие явления нельзя считать чрезвычайными, так как происходят довольно часто. Поэтому признать их форс-мажором в суде, скорее всего, не удастся.
Подобный подход допустим только в случае, если ветер, дождь, снег или аналогичные явления достигали масштабов стихийного бедствия: например, длительные и сильные дожди вызвали серьезное затопление территории, неприсущее данному региону и сезону, которое привело к массовым аварийным ситуациям. Или же официально зарегистрированы были чрезвычайно сильные порывы ветра с масштабными негативными последствиями. При менее существенных явлениях и их последствиях ссылки на них в суде не имеют смысла и успеха не принесут.
Гражданин подал иск о возмещении убытков соседке. В иске указывалось, что женщина установила теплицу на своем участке и не обеспечила ее прочности. В результате штормового ветра теплица сорвалась с места крепления и, перемещаясь по участку истца, повредила его имущество.
Ответчица в суде утверждала, что сильные порывы ветра являются обстоятельствами непреодолимой силы, поэтому возмещение ущерба не требуется.
Суд не согласился с доводами ответчицы и указал на следующее: «В соответствии с подпунктом 2.3.1 “Опасные метеорологические явления”, пункта 2 “Природные чрезвычайные ситуации” приложения к приказу МЧС России от 08.07.2004 № 329 “Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях”, источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более».
Погодные условия Шарыпово 3 июля 2015 года около шести вечера не считаются обстоятельствами непреодолимой силы, так как ветер со скоростью 5–19 м/с не представляет опасных метеорологических явлений, отвечающих критериям чрезвычайной ситуации.
К 03 июля 2015 года на территории города Шарыпово Красноярского края не объявлялся режим чрезвычайной ситуации. Поводов считать, что убыток заявителю возник из-за непреодолимых обстоятельств, нет.
Ответчики обязаны доказывать наличие непреодолимой силы как обстоятельства, освобождающего их от ответственности за причиненный вред.
В weather conditions — simply disaster: gathering evidence.
При разбирательствах о признании тех или иных погодных явлений обстоятельством непреодолимой силы важное значение имеет доказательная база. Если лицо, которому предъявлено требование о возмещении ущерба, собирается ссылаться на стихийные явления как форс-мажор, следует заранее позаботиться о документальном подтверждении происшествия и характера погодных условий, которые являлись причиной или способствовали причинению вреда.
Рассмотрим некоторые примеры доказательств.
-
Официальные публикации в печатных изданиях федерального и регионального уровня, а также на интернет-порталах органов государственной власти и других организаций (их местных отделений), в том числе МЧС России, Росгидромет, ФГБУ «Гидрометцентр России», содержат предупреждения о ожидаемых метеорологических явлениях (например, штормовое предупреждение) и/или информацию об их наступлении. Такая информация может включать перечисление жертв и другие последствия разрушительного характера (урагана и т.п.). Помимо прочего, данные сообщения должны быть актуальными, содержащими дату и место происшествия.
-
Справки о характерах происшествий и зарегистрированных неблагоприятных погодных явлениях по указанному адресу на определенную дату (период), полученные в соответствующих государственных органах и организациях.
Необходимо подкрепить свои доводы грамотным нормативно-правовым обоснованием, а также привести ссылки на разъяснения высшего суда.
А МЧС предупреждало!
В частности, правовая позиция изложенная в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Так, согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельств непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непреодотвратимым, когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Федеральные органы госвласти, субъекты РФ, местное самоуправление и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население о состоянии защиты от ЧС, принятых мерах безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а также о способах защиты. Информация распространяется через СМИ, специализированные технические средства оповещения в местах массового пребывания людей и по другим каналам.
Приказ Росгидромета от 03.04.2019 № 154 утверждает Положение о системе информирования населения и других заинтересованных пользователей об угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно п. 2.1 Положения, интенсивность гидрометеорологических явлений классифицируется по четырем уровням опасности: минимальный (первый уровень) и максимальный (четвертый). Уровни опасности территорий визуализируются путем «заливки» соответствующих субъектов (районов) на карте пятью различными цветами. На карте также отмечаются территории с отсутствием фактической и прогностической информации.
Красный, желтый, зеленый
Опасность оценивается с учетом влияния гидрометеорологических явлений.
- высокая температура;
- низкая температура;
- скорость ветра;
- осадки жидкие (дождь);
Снежные и мокрые осадки.
Замерзающие капли воды и наледь, скопление влажного снега.
- туман;
- заморозки;
- конвективные явления (гроза, град);
В лесах сложилась крайне высокая угроза пожаров.
- паводок;
- половодье;
- сель;
- лавина;
Волна накатывала сильно, суда покрывались льдом, наблюдались сгонно-нагонные явления, ветер дул очень сильно на воде, а береговой лёд разламывался в местах выходов людей.
- >метель;
Другие происшествия.
Порядок введения разных степеней опасности на территориях субъектов России описан в пункте 3 данного документа.
1-й уровень («зеленый»)
При наличии данных наблюдений и прогнозной информации нет оснований для введения субъектам РФ уровней опасности выше установленного. 1-й уровень опасности устанавливает дежурный синоптик ФГБУ УГМС на основе анализа текущей гидрометеорологической информации, официальных прогнозов и консультаций.
2-й уровень опасности («желтый»)
Введение такого уровня предусматривается при прогнозировании гидрометеорологических явлений на территории субъекта РФ, интенсивность которых соответствует критерию неблагоприятных гидрометеорологических явлений и критерию явлений из приложения «Б» РД 52.88.699-2008 «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (далее – РД 52.88.699-2008). Решение о введении второго уровня опасности принимается аналогично принятию решения о введении первого уровня.
3-й уровень опасности («оранжевый»)
Введение 3-го уровня опасности происходит при наблюдении или прогнозе гидрометеорологических явлений на территории субъекта РФ, интенсивность которых соответствует критериям опасного явления по Приложению «А» РД 52.88.699-2008, или сочетанию метеорологических явлений, образующих опасное явление по Приложению «Б» РД 52.88.699-2008, а также с учетом региональных критериев опасных природных явлений. Основанием для введения 3-го уровня опасности служит выпуск экстренной информации (штормового предупреждения, штормового оповещения) ФГБУ УГМС по соответствующей территории ответственности. Решение о введении данного уровня опасности принимает начальник ФГБУ УГМС.
4-й уровень опасности («красный»)
Вводится на территории субъекта РФ, если:
- Предполагается большая возможность возникновения на территории субъекта РФ двух или более гидрометеорологических явлений, каждое из которых будет соответствовать критериям опасного природного (гидрометеорологического) явления по стандарту РД 52.88.699-2008.
- На части территории субъекта РФ ожидается опасное гидрометеорологическое явление с интенсивностью, значительно превышающей пороговые значения опасности.
Для принятия решения о введении четвёртого уровня опасности применяют все имеющиеся гидрометеорологические и другие данные. Начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» принимает решение об объявлении четвёртого уровня опасности на территории субъекта Российской Федерации.
К опасным метеорологическим явлениям относятся процессы и явления в атмосфере, вызванные природными факторами или их сочетаниями. Такие явления могут воздействовать на людей, животных, растения, объекты экономики и окружающую среду.
Согласно пункту 3.4.2 ГОСТ, сильным ветром считается движение воздуха относительно поверхности земли со скоростью или горизонтальной составляющей более 14 м/с. В соответствии с пунктом 3.4.6 того же ГОСТ штормом признается длительный очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с и вызывает сильные волнения на море и разрушения на суше. При этом введение к ГОСТ предполагает возможность изменения приведённых определений путём введения производных признаков, раскрытия значений используемых терминов и указания объектов, которые входят в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определённых в стандарте.
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, предоставляемой в МЧС России, установлены приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 (далее – Критерии). Например, пункт 2.3.1 Критериев относит сильный ветер, включая шквал и смерч, к источникам опасных метеорологических явлений при скорости ветра (включая порывы) — 25 м/с и более; на побережье морей и в горных районах – 35 м/с и более.
В случаях, когда вы представляете интересы ответчика и ссылаетесь на доказательства чрезвычайных погодных явлений, подкрепляйте их ссылками на нормативную базу, включая понятия и описания, предоставленные выше. Возможно, суд поддержит вашу позицию, как это было в апелляционном определении Московского городского суда от 12.03.2018 по делу № 33-10250. Если же вы выступаете со стороны истца, опираясь на действующие нормативные документы, постарайтесь опровергнуть утверждение ответчика о том, что метеорологическое явление было опасным. Не забывайте, что бремя доказывания отсутствия вины при причинении ущерба лежит на ответчике.