Ревизия на месте: о назначении второго обхода

Автор:


Федеральная налоговая служба России определила сроки, когда межрегиональные инспекции по крупным налогоплательщикам могут назначать повторные выездные налоговые проверки (письмо ФНС России от 11.04.2019 № СА-4-22/6844@).

В ходе повторной выездной налоговой проверки, независимо от времени предыдущего её проведения по аналогичным налогам и за тот же период действуют положения статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вне зависимости от первой проверки, вышестоящая инспекция может провести повторную проверку для контроля работы налогового органа.

При повторной выездной проверке могут проверить период до трех календарных лет перед годом принятия решения о проверке.

Федеральная налоговая служба России в письме напоминает, что приказом от 13 ноября 2018 года № ММВ-7-4/643@ изменила структуру территориальных налоговых органов. По этому приказу межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам подчинены межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, исключив их из структуры региональных управлений Федеральной налоговой службы.

Межрегиональные инспекции, являясь вышестоящими налоговыми органами, могут назначать повторные выездные проверки для контроля деятельности нижестоящих налоговых органов. Повторная выездная проверка межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам в отношении плательщика, ранее проверявшегося межрайонной инспекцией, не нарушает норм Налогового кодекса РФ.

Крупнейшие налогоплательщики

Законом определены критерии, с помощью которых идентифицируют крупных налогоплательщиков (приказ ФНС от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@). К критериям относятся:

  • Финансово-экономические результаты компании за отчетный период по данным бухгалтерской и налоговой отчётности.
  • Взаимосвязь и воздействие плательщиков налогов на финансовые итоги работы компаний, имеющих общие интересы.
  • Право осуществления некоторыми юридическими лицами определенной деятельности, например, производства лекарств, требует специального разрешения — лицензии (статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018)).
  • проведение налогового мониторинга.

Компании, доход которого за любой из трёх предшествующих лет, кроме последнего отчетного, составил более 35 миллиардов рублей (подп. 1, 8 Критериев), получают статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня и подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Данные о доходах определяются по Отчету о финансовых результатах.

К наиболее значительным платёжникам налогов, независимо от размера доходов, относятся:

  • кредитная организация;
  • страховая и перестраховочная организация;
  • общество взаимного страхования;
  • страховой брокер;
  • Специалист по ценным бумагам.
  • негосударственный пенсионный фонд.

Компания с доходами от 10 до 35 млрд рублей за год считается одним из крупнейших налогоплательщиков регионального уровня и подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев).

Запрет на повторные проверки

Повторные выездные проверки по одному налогу за один и тот же период запрещены (ст. 89 НК РФ). В случае нарушения требования налоговая организация может быть оспорена в суде компанией. При этом проверка может быть приостановлена решением суда.


Пример. Повторная проверка

В этом году налоговая служба дважды проверила АО по тем же налогам за тот же период. Вторая проверка закончилась решением о выплате компании недостатка в уплате налога и штрафов.

Компания, расходившаяся во мнениях с инспекцией, обратилась в арбитражный суд.

Иск был удовлетворен судом, так как контролеры не имели права проводить двойную проверку фирмы по одному и тому же налогу в течение одного периода. В связи с этим решение по итогам повторной проверки было признано незаконным.

Запрет на повторные проверки по одних и тем же налогам за один и тот же период не действует в трёх случаях.

  • Если произойдет закрытие предприятия или изменение его организационной структуры.
  • Если её осуществляет надзорный орган, чтобы проверить деятельность подчинённых.
  • Если компания внесла изменения в налоговую декларацию и указанная сумма налога стала ниже первоначальной.

Налоговые органы могут осуществить два выезда для проверок за год, но по различным налогам или отчетным периодам фирмы. Повторными такие проверки не считаются.

В ситуации проведения одновременно камеральной и выездной проверок по одному налогу за один период, повторная проверка не осуществляется, так как проверки являются самостоятельными и независимыми (письмо ФНС России от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529).

Во время выездной проверки фирмы проверяющие могут контролировать деятельность ее филиалов и представительств.
Инспекторы также могут провести самостоятельную налоговую проверку обособленных подразделений по правильному расчету с бюджетом региональных и местных налогов.

При проверке филиалов и представительств действуют те же ограничения периодичности, что и при проверке головной компании: можно проверить по одному налогу за один период только раз. При проверке разных налогов (периодов) в течение года подразделение нельзя посетить больше двух раз.

Плановые и внеплановые проверки

Контроль со стороны органов госконтроля или муниципального контроля направлен на оценку соответствия деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленным требованиям.

Предупреждение компании о запланированной проверке со стороны налоговой службы свидетельствует о характере проверки как плановой.

С внеплановыми проверками бывает иначе — инспекторы появляются неожиданно. Такое происходит нечасто, например, если боятся, что важные бумаги уберут.

Налоговые инспекции осуществляют плановые проверки по годовым планам контрольной работы и квартальным планам выездных проверок.

Фирмы (предприниматели) могут сами оценить вероятность проведения налоговой проверки, используя общепринятые критерии (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Вот эти критерии.

  1. Налоги составляют меньшую часть расходов, чем у среднестатистического предприятия этой сферы деятельности.
  2. Амортизация потерь по отчетности на протяжении многих налоговых лет.
  3. Заявлено в налоговом учете высокое количество налоговых вычетов.
  4. Более быстрое увеличение затрат по сравнению с ростом прибыли от продажи товаров, работ и услуг.
  5. Средняя зарплата в организации меньше регионального показателя для этого сектора экономики; сведения о зарплате, выдаваемой наличными, не оформленных трудовых договорах и подобных фактах.
  6. Показатели, определяющие применение специальных налоговых режимов, всё чаще подходят к своему предельному значению.
  7. Предприниматель заявляет расход, приблизительно равный полученному им доходу за календарный год.
  8. Создание схемы взаимодействия участников сделки без логических оснований.
  9. Отсутствие предоставления пояснений по уведомлению налоговых органов о выявленных несоответствиях в показателях деятельности, несвоевременное предоставление налоговой инспекции запрошенных документов, информация об их уничтожении или порче, а также неудовлетворительное обеспечение сохранности и восстановления после утраты под воздействием непреодолимых обстоятельств.
  10. Множественные снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах из-за переезда.
  11. Уровень прибыльности по данным бухгалтерского учёта существенно отличается от показателя прибыльности в этой отрасли по статистике.
  12. Деятельность с высоким налоговым риском.

Ведущий эксперт “НА” Е.П. Соколова