
Предприниматели сформировали собственную концепцию будущего взаимодействия бизнеса и налоговых органов в наступающем году. В сферах опасений и ожиданий сохраняется актуальность поступления увеличения налоговой нагрузки, а также давления со стороны налоговиков. Будут ли банки раскрывать деятельность своих клиентов? Начнут ли налоговые органы искать в каждом действии признаки преступных схем и «однодневок»?
«Мертвые души»
Статистика ФНС России о снижении числа выездных проверок основывается на данных, которые не отражают действительности. Михаил Мишустин неоднократно заявлял об уменьшении давления налоговой службы на бизнес. Для подтверждения приводятся статистические данные: если 10 лет назад 13% компаний подвергались выездным проверкам, то сегодня — лишь 1%. Однако я по своим клиентам вижу обратную тенденцию.
ФНС считает юридические лица нарастающим итогом с 2002 года. Такой подход действительно снижает давление. Но если учитывать только действующие организации, картина меняется.
В России зарегистрировано примерно восемь с половиной миллионов юридических лиц. По имеющимся сведениям, действует лишь один миллион две сотни тысяч из них. Среди действующих примерно половина – фирмы-однодневки и «технические» компании.
В 2012 году количество работы налоговых органов по отношению к плательщикам сохранится на прежнем уровне, но качество и эффективность повысятся. Будут усовершенствованы математические и финансовые модели налогоплательщика, создаваемые ФНС для точного определения реальных доходов собственников бизнеса.
Налоговое давление растет
Коэффициент налогового давления на бизнес – это отношение количества налоговых претензий к числу клиентов-налогоплательщиков. С 2002 по 2011 год коэффициент вырос более чем в семь раз – с 0,131 до 0,955. В 2012 году ожидается незначительное увеличение до 0,96.
Налоговая служба усилит поиск недобросовестных плательщиков, оптимально комбинируя камеральные и выездные осмотры. Проверки пройдут максимально быстро, а приостановление будет использовано для работы с платниками – их будут по-прежнему приглашать давать показания и объяснения. В итоге проверки формально прервутся, но фактически продолжатся.
В 2012 году ожидается усложнение и уменьшение количества досудебного разрешения налоговых споров, согласно проекту Закона «О медиации». В период с 2008 по 2009 годы удавалось сократить суммы доначислений без обращения в суд на 10-15%. В 2011 году путем переговоров с налоговыми органами и предоставления убедительных доказательств своей непричастности к правонарушению удалось вдвое уменьшить объем доначислений.
На VII Всероссийском налоговом форуме руководитель ФНС России Михаил Мишустин заявил, что в 2012 году переговоры с инспекторами могут стать сложнее для налогоплательщиков. Это не означает отказ от возможности досудебного урегулирования, но нужно быть готовым к трудным беседам с инспекторами.
ФНС мыслит схемами
При выявлении недобросовестных налогоплательщиков и поиске фирм-однодневок сотрудники налоговых органов научились мыслить схемами.
Европейский поставщик продает товар по цене 100 евро за единицу. В России товар реализуется по розничной цене 500 евро за единицу. Российская компания перечисляет посреднику аванс в размере 450 евро. Сотрудничая с компанией-импортером, которая заключает договор поставки товара посреднику за 110 евро за единицу, российская компания осуществляет оплату налогов (20 евро) и пошлин (40 евро). Стоимость импортируемого товара по контракту составляет 50 евро за единицу.
Из-за того что европейский поставщик реализует товар не по цене 50 евро, а по 100, в схему включается офшор – посредник, приобретающий товар за 100 евро и продающий его за 50. Недостаток средств ему покрывают однодневки из полученных от посредника 340 евро.
Офшор под scrutiny зарубежных правоохранительных органов — первое уязвимое место. Второе — цена товара на таможне, вдвое меньшая действительной.
Последнее и самое опасно в данной схеме — взаимодействие с компаниями, существующими лишь временно. В случае если налоговая инспекция сможет доказать управляемость такой операции (что случается в 80% ситуаций), это приведёт к серьёзным последствиям.
Банки будут сотрудничать с правоохранителями и налоговыми органами.
С введением уголовной ответственности за создание фирм-однодневок в 2012 году главными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут банки. Если банк надежен (то есть входит в топ-200 по размеру активов, капитала, не имеет действующих санкций ЦБ, особенно по нарушению Закона № 115-ФЗ), то активно информирует Росфинмониторинга, налоговые и правоохранительные органы о деятельности своих клиентов.
Согласно новым указаниям ЦБ и нормативным документам к закону № 115-ФЗ, банк проводит проверку клиента ещё до открытия счёта. Например, банк обязан убедиться, что юридический и фактический адреса предприятия совпадают. В случае несоответствия банк может отказать в открытии счёта.
Служба безопасности банка проведет интервью с генеральным директором компании, установит характер ее деятельности, оценит руководителя по признакам «массовости» и дисквалификации.
В случае смены генерального директора после открытия расчетного счета новый руководитель обязан посетить банк и пройти повторное собеседование со службой безопасности. Его проверят на соответствие статусу «массового» директора, наличие нарушений законодательства и профессиональной дисквалификации. Такие проверки могут препятствовать функционированию расчетного счета.
Мониторинг действий клиента не прекращается после открытия счёта. Законом установлены 3 месяца для проверки, однако в реальности срок может растянуться. В течение этого периода банк пристально изучает финансовые операции.
Подозрительные операции
Банк ведёт наблюдение за финансовыми действиями после открытия счёта. В случае подозрений о нелегальной деятельности компании банк информирует Росфинмониторинг.
Если клиент отправляет значительную сумму, разделенную на несколько частей, по одному адресу в течение пяти дней и менее, банк направляет о этом сведения в контролирующие органы.
В другом случае компания переходит к деятельности, не относящейся к её профилю. Например, фирма, занимавшаяся продажей стройматериалов, внезапно начинает работать на фондовом рынке.
Инструкция Центрального банка требует сообщать о расхождении назначений входящих и исходящих платежей. Прибыль от продажи продукции должна примерно равняться сумме ушедших денег после вычета торговой наценки и операционных издержек. Наличие расхождения признаётся подозрительным.
Вздох облегчения
Отмена налогового учёта особого влияния не окажет, но многих это обрадует. По существу, сейчас налоговый учёт ведётся формально. В компаниях считают: на него времени нет, а при проверках налоговой что-нибудь придумают быстро.
Первоначально выдавалось пять дней для представления документов при выездной налоговой проверке, но затем срок был увеличен до десяти. Так как за пять дней всё равно никто успевать не мог, звонили в налоговую инспекцию, ссылаясь на болезнь бухгалтера и прося отсрочку.
Особого смысла в ведении налогового учета я не вижу.
Если финансист или главбух ведут отдельный учет по начисленным и уплаченным налогам, это их дело. Для налоговой службы, имеющей доступ к данным о налогах в базе, это не требуется.
Упразднение налогового учета для бизнеса состоится позже 2012 года. Подготовительные работы, такие как изменение десятков законов, занимают много времени и сил.
Хорошо, если к 2013 году появится проект закона для обсуждения, и отмену налогового учета перенесут не ранее 2014 года.
Павел Гагарин возглавляет совет директоров аудиторско-консалтинговой группы.