Проверено. Роспотребнадзор

Автор:


Считать, что их визиты могут осчастливить только заведения общепита и продуктовые магазины, – глубочайшее заблуждение. Повадки проверяющих из этого ведомства и их методы охоты несколько отличаются от манеры поведения других ревизоров. Кому-то даже кажется, что они менее амбициозны. Но порой «спячка» сменяется чрезмерной, аномальной активностью. С чем это связано, науке доподлинно не известно. Но только сейчас наступили именно такие времена. Причем защитники прав потребителей работают в тесной связке с налоговиками. Расскажем, как проходят поверки Роспотребнадзора и что можно противопоставить – в рамках закона.


Надзор всем понятен. Потребитель, или как его ещё называют — клиент, покупатель, та тетка в синем плаще, которая третий час мозг выносит, не желает быть обвешенным, обсчитанным и навязчиво «впаренным» товаром или услугой низкого качества. Не хотят есть мумифицированные творожные сырки или колбасу «Телячья» из мяса птицы механической обвалки с добавлением растительного сырья. С этим можно согласиться. Поговорка «клиент всегда прав» появилась не вчера. О её объективности можно говорить как о философском вопросе, относящемся к морали и нравственности.


Несмотря на это, проверяющие и судебные органы с ходу оценивают эту группу как слабое звено в любой дискуссии. Зато выражение «потребительский экстремизм» появилось не сегодня. Рассмотрим всё поэтапно.


Согласно Закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплен порядок проверок. В нем определены основные права и обязанности проверяемых и проверяющих, виды проверок, порядок их проведения и основания.


Важным документом является Административный регламент (утв. приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764), которым обязаны руководствоваться проверяющие из Роспотребнадзора. В нем описан порядок проведения проверочных процедур и досудебного обжалования действий (бездействия) проверяющих. Несмотря на то, что документ – внутренняя инструкция Роспотребнадзора, ссылки на него часто помогают выигрывать споры.


Компания намерена оспорить предписание Роспотребнадзора, полученное по итогам проверки. Фирма ссылается на пункт 70 Административного регламента, где говорится, что предписание должно содержать законные требования, конкретные указания и четкие формулировки действий исполнителя.


Суд поддержал компанию, признав предписание недействительным. Арбитры не обнаружили в документе конкретных условий для оценки его выполнения. В нем лишь говорилось об общей обязанности прекратить установленные нарушения. В такой ситуации проверить выполнение предписания невозможно.

Виды проверок


Проверки Роспотребнадзора, подобно многим другим контролирующим органам, бывают плановыми и внеплановыми, документарными и выездными. Сочетаться могут четырьмя возможными способами.

Плановая проверка


Эта проверка проводится по заранее составленному плану, который разрабатывается ежегодно. План проверок общедоступен. Информация о предстоящей проверке доступна онлайн на сайтах Генпрокуратуры России.
https://plan.genproc.gov.ru/…в разделе «Сводный план проверок» и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. https://inspect.rospotrebnadzor.ru/, раздел «Планы плановых проверок»).


Проверками проверяющие органы могут проверять обычные фирмы не чаще раза в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Организации же, функционирующие в сфере социального обслуживания, здравоохранения или образования, могут подвергаться ежегодным проверкам (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, п. 14 Административного регламента).


Мораторий на плановые проверки малого бизнеса, завершавшийся 1 января текущего года, продлен еще на два года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ). Исключение составляют виды государственного контроля с применением риск-ориентированного подхода, который основывается на анализе надзорным ведомством сведений о компании и определении степени риска совершения противоправных действий. Плановые проверки для компаний с наименьшей степенью риска редки или не проводятся вовсе. Правительство расширяет перечень видов госконтроля, где применяется этот подход. В него вошли проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. В отношении этих видов контроля «надзорные каникулы» не действуют.


Надзорные каникулы не распространяются на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности, либо функционирующих в отраслях, где нарушения могут привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан.


Роспотребнадзор может (но не обязан!), включить в план проверок только субъектов малого предпринимательства, соответствующих ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ.


Заняты деятельностью в сфере социального обслуживания, здравоохранения или образования (по списку, принятому Правительством России).


Привлечены к ответственности за грубое нарушение, которое не имеет единого определения в КоАП РФ. Каждый вид нарушения может иметь свои критерии оценки. Например, в отношении отдельных видов лицензируемой деятельности Правительство РФ устанавливает понятие грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией (примечание 1 к ст. 14.1 КоАП РФ). За это могут приостановить деятельность или лишить лицензии.


В целом всё хорошо, но наибольшие трудности для фирм вызывают неожиданные проверки.

Внеплановая проверка


Сотрудники Роспотребнадзора проводят плановые проверки согласно статье 10 Закона № 294-ФЗ и пункту 26 Административного регламента.

  • поступившие к ним жалобы потребителей;
  • Выполнение ранее данного поручения о ликвидации нарушений.
  • Работа фирмы, обратившейся за получением разрешения или особых прав (при обязательной предварительной оценке).
  • Материалы и обращения из прокуратуры; информация, в том числе из СМИ, о нарушении прав потребителей, возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Обратите внимание: проверка должна быть согласована с прокуратурой в случае получения такой информации.

Добро пожаловаться


Чтобы привлечь внимание проверяющих, не нужно искать волшебную лампу. Достаточно ручки и бумаги или компьютера. Чаще всего причиной внеплановых проверок являются жалобы покупателей.


Потребительские жалобы бывают разнообразными. Закон № 294-ФЗ разделяет их на две категории: нарушения прав потребителей и другие жалобы. В случае нарушения прав, потребитель должен обратиться к компании-нарушителю за защитой своих прав. Если требования не удовлетворены или проигнорированы, то можно обратиться в Роспотребнадзор (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).


Если жалоба не касается прав потребителей, обращаться в компанию перед обращением в Роспотребнадзор необязательно. В Роспотребнадзор можно сразу сообщить о факте (или угрозе) причинения вреда здоровью граждан: нарушении санитарных требований, законодательства о техническом регулировании или продаже товара, не соответствующего требованиям безопасности.


Из этого следует: при жалобе лучше попытаться урегулировать конфликт мирно. Иначе высока вероятность визита инспекторов из Роспотребнадзора. В некоторых ситуациях гражданину даже необязательно предварительно беседовать с компанией.


Что касается анонимных жалоб, то официальные проверяющие реагировать на них не обязаны. Но с авторизацией могут быть сложности, поэтому пренебрегать различными «доброжелательными» подсказками не следует. А их «магические заклинания», так сказать, проверены временем.

Документарная проверка


Проверка, независимо от её типа, осуществляется по адресу расположения Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Во время проверки изучаются сведения из документов, связанных с исполнением компанией обязательных требований.


Представитель компании обязан предоставить заверенные копии или электронные документы по запросу, к которому приложена копия распоряжения или приказа о проверке. Срок для подготовки и предоставления документов составляет десять рабочих дней.

Выездная проверка


Проверка, независимо от её планового или внепланового характера, выполняется по месту нахождения организации либо по месту её деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Предметом проверки выступают (ч. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):

  • сведения, содержащиеся в документах компании;
  • Деятельность, предметы, продукты (работы, услуги) и персонал организации по отношению к соблюдению установленных норм.


Специалисты Роспотребнадзора могут осуществить выездную проверку, если при документарной проверке (ч. 10 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 48 Административного регламента) невозможно оценить соответствие деятельности фирмы обязательным требованиям; невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании; установлены признаки правонарушения. При этом предварительно проводить документарную проверку специалисты Роспотребнадзора не обязаны. Например, если заранее понимают, что без выездной проверки проверить деятельность фирмы не удастся, могут сразу провести ее.


Пример. Проверка «без документов»

В магазине меховых изделий прошла внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе гражданина о продаже изделий без маркировки и контрольных знаков. Проверка показала достоверность информации, и компания понесла административную ответственность.

Компания оспаривала проверку, указывая на нарушение порядка проведения документарного аудита.

Суд указал, что документарная проверка не дала возможности оценить соответствие деятельности магазина требованиям.


При проведении мероприятий за пределами офиса предприятие должно (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 50 Административного регламента):

  • Дать проверяющим доступ к документам, касающимся проверки (за исключением случаев, когда до выезда была проведена документарная проверка).
  • Предоставить возможность доступа проверяющим, а также экспертам и представителям экспертных организаций к своей территории.


Если фирма не выполнит это требование и проверка станет невозможной, ей и ее должностным лицам грозит штраф по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ. Размер его может составлять: для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до года), для компаний – от 20 000 до 50 000 рублей.


Штрафы за подобное нарушение нередко назначаются (см., например, постановления ВС РФ от 8 декабря 2017 г. № 41-АД17-25 и от 7 февраля 2017 г. № 44-АД17-2). Иногда удаётся успешно обжаловать такие штрафы (Постановление ВС РФ от 26 февраля 2018 г. № 41-АД18-6).

Порядок проведения контрольных закупок


Порядок организации проверочных закупок установил Указ Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 года № 1398, который начал действовать 1 декабря 2018 года.


Контрольная закупка разрешена лишь при выполнении следующих условий:

  • При наличии оснований, определённых федеральными законами, устанавливающими порядок осуществления контроля (статья 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ).
  • На основании пунктов, определенных в части второй статьи десятой закона № 294-ФЗ.
  • В случае невозможности проверки соблюдения законодательства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг другим способом.


Контрольная закупка может осуществляться как очно, так и дистанционно (например, через интернет-магазин). Перед проведением контрольного мероприятия руководитель или его заместитель издает приказ. В приказе должны быть указаны, в том числе, следующая информация…

  • Наименование контролирующего органа и вид проводимого государственного контроля, в рамках которого осуществляется контрольная закупка.
  • И.О. лица, занимающего должность, которая даёт право на проведение контрольной закупки.
  • Наименование проверяемого юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, а также место нахождения / фактического осуществления деятельности организации (ИП), где проводится закупка. При проведении дистанционной контрольной закупки указываются почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес сайта, адрес электронной почты и другая информация.
  • основание для проведения контрольной закупки;
  • Информация о продукции (работах, услугах), предназначенной для покупки при контрольной закупке, методах её получения и оплаты.


По окончанию контрольного мероприятия (кроме дистанционного) проверяющий объявляет о его проведении, показывает служебное удостоверение и передает представителю юридического лица или ИП копию приказа о проверке закупок. При этом инспектор незамедлительно возвращает товар продавцу. Не считая случаев, когда товары приобретены для последующих исследований или утрачены в ходе проведения контрольной закупки.


Результаты работ или услуг, если это возможно по их характеру, возвращаются работнику юридического лица или ИП. Если работы не были выполнены к завершению контрольной закупки, то выполнению не подлежат.


Через три часа после окончания проверки качества товаров, а при дистанционном способе — до следующего рабочего дня после её завершения, инспектор обязан оформить акт.

Время и деньги


Срок проверки не может быть больше двадцати рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, пункт 20 Административного регламента). Это правило распространяется на все виды проверок: как выездные, так и документарные.


Для плановых выездных проверок установлены исключения. Предусмотрено продление проверки, если проверяющим требуется провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание, экспертизу качества продукции или санитарно-эпидемиологическое расследование (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 21 Административного регламента).


Период проверки возможно отложить максимум на…

  • на 20 рабочих дней (в общем случае);
  • Пятьдесят часов — при проверке малого предприятия.
  • 25 часов – если проверяется микропредприятие.


Кроме того, установлены укороченные сроки проверки (п. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

  • малых предприятий – не более 50 часов в год;
  • микропредприятий – не более 15 часов в год.


Выездная плановая проверка малого и микропредприятия может быть временно приостановлена для получения необходимых документов или информации не более чем на 10 рабочих дней (п. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Порядок уведомления о проверках


Плановые проверки, почти всегда проводимые на месте, предшествуют уведомлению компании не позднее чем за три рабочих дня. Уведомление содержит копию распоряжения (приказа) о проверке.


В действительности компании часто передают два документа: уведомление, составленное в произвольной форме, и копию распоряжения (приказа). Суды не считают такой порядок оповещения нарушением (Определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 307-КГ17-16727 по делу № А13-15275/2016).


Сотрудники Роспотребнадзора могут передать копию приказа (распоряжения) о проверке двумя способами: заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или по электронной почте, указанной в ЕГРЮЛ, но письмо должно быть подписано усиленной электронной подписью.


Выездная проверка компании проводится с уведомлением только в случаях проверки угрозы вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде или объектам культурного наследия. Сотрудники Роспотребнадзора обязаны оповестить компанию не позднее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом (например, по электронной почте, если она указана в ЕГРЮЛ). О внеплановой документарной проверке заранее уведомлять компанию никто не будет. Организация сразу получит приказ о проверке и запрос о предоставлении документов.

Нарушение и наказание


Проверяющие должны оформить акт проверки. При выявлении нарушений возможно два варианта действий (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, п. 68 Административного регламента).


В случае выявления незначительных нарушений, например, если страховая компания не информирует потребителей о составе стоимости своих услуг, может быть составлено предписание об устранении выявленных нарушений.


За нарушение предписаний налагаются штрафы согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

  • Должностным лицам грозит штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификация сроком до трех лет.
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.


Предписание должно быть выполнимым. Например, формулировка «исключить из кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями, пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ: условия о взимании Банком штрафов в случаях нарушения Заемщиком срока возврата кредита и/или уплаты процентов, об уплате неустойки при нарушении сроков возврата кредита, условия о подсудности» признана допустимой (Постановление ФАС Московского округа от 4 июня 2014 г. № Ф05-3558/2014). Требование к обычному ООО «изъять из оборота продукцию, не соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза» арбитры посчитали «некорректным и по своей сути не исполнимым» (Постановление АС Московского округа от 18 мая 2017 г. № Ф05-5409/2017).


В отношении нарушителей могут быть приняты меры административной ответственности, в том числе и временное ограничение деятельности с вынесением предписания либо без него.


Компании привлекаются к административной ответственности, когда их деятельность — товары, работы или услуги — представляет угрозу жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Например, при несоответствии обязательным требованиям пищевой продукции (Постановление ВС РФ от 18 ноября 2016 г. № 304-АД16-11484).


При выявлении признаков преступлений, связанных с нарушением санитарных норм или законов о правах потребителей, Роспотребнадзор передаст материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела согласно пункту 76 Административного регламента.

Как «отбиться» от проверки: ТОП-10


Статья 20 Закона № 294-ФЗ перечисляет грубые нарушения, делающие результаты проверки недействительными. Положения Закона подтверждены решениями судов.

  1. Несоблюдены сроки оповещения. К примеру, когда компанию предупреждают не за три, а за один рабочий день до проверки (постановление АС Волго-Вятского округа от 21 ноября 2016 г. № Ф01-4865/2016, ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2010 г. по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение АС г. Москвы от 14 марта 2014 г. по делу № А40-7511/14).
  2. Компания не информирована о проведении проверки (Определение ВС РФ от 26 октября 2017 г. № 305-КГ16-21421, постановления ВС РФ от 26 февраля 2018 г. № 41-АД18-6 и от 1 февраля 2017 г. № 72-АД16-4, АС Московского округа от 30 ноября 2017 г. № Ф05-16661/2017). Передача уведомления неправомочному лицу также будет грубым нарушением (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2014 г. № Ф03-1776/2014).
  3. В проверку вовлечены неаккредитованные экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие.
  4. Проверка не согласована с прокуратурой (Определение ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 309-КГ17-8104, постановления АС Северо-Западного округа от 4 июля 2017 г. № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 6 июня 2017 г. № 4А-427/2017).
  5. Проверку инициировали на основании анонимного обращения жителя.
  6. Проверка осуществлена без соответствующего приказа. Некоторые специалисты считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Суды указывают, что решение о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 9 апреля 2015 г. по делу № 301-АД15-1997, АС Волго-Вятского округа от 29 июня 2015 г. № Ф01-2342/2015, АС Центрального округа от 2 октября 2014 г. по делу № А08-5222/2013). Результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение подписал неуполномоченный человек, например и. о. руководителя (Постановление ВС РФ от 2 октября 2017 г. № 35-АД17-2). Документы подписывают руководитель или заместитель руководителя территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ).
  7. Несмотря на отсутствие проверки по Закону № 294-ФЗ, компании выдали предписание об устранении нарушений (Определение ВС РФ от 7 августа 2015 г. № 279-ПЭК15, Постановление АС Уральского округа от 4 июля 2016 г. № Ф09-7063/16). Обычно подобные проверки проводят в упрощенном порядке на основании общих норм КоАП РФ. Однако выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ, и все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона.
  8. Акта проверки не вручили (не направили) компании (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015).
  9. Эксперт может состоять с проверяемой компанией в гражданско-правовых или трудовых отношениях, а также быть ей аффилированным (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А38-1549/2012). Например, экспертная организация может оказывать проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение АС Курганской области от 27 мая 2016 г. по делу № А34-1556/2016).
  10. Проверка проводилась дольше установленного срока. Например, длилась 23 рабочих дня вместо 20 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября 2010 г. № Ф03-7740/2010), хотя официально срок не продлевался или продление не обосновано (Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2013 г. по делу № А40-120263/12-17-1139).

Что проверяют?


Мне почему-то приходит в голову советский мультфильм, где мартышка спрашивает бабушку удава: «А во что можно играть с присмотром?» – «Робяты, во все!» – отвечает ей бабуля. Да, полномочия Роспотребнадзора довольно обширны. Их можно разделить на две сферы:

  • Надзор в сфере санитарии и эпидемиологии (см. федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
  • Надзор за соблюдением прав потребителей (пo cлучаю Зapapa RFP от 7 фeвpаля 1992 г. № 2300-1 «O zashчite пpaв потребителей»).


Проверке подлежат все элементы указанных сфер. Ответственные лица организации должны знать и выполнять нормы вышеупомянутых законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов, а также требования конкретной отрасли (производство, общественное питание, торговля пищевыми продуктами, медицина, образование и т.д.). Полные списки актов с обязательными требованиями, которые проверяются, можно найти на сайте Роспотребнадзора.

Наталья Потираловская,

эксперт по трудовому праву