Проверено. Роспотребнадзор

Автор: | 26.06.2019

Проверено. Роспотребнадзор

Считать, что они могут осчастливить своим визитом только заведения общепита и продуктовые магазины, – глубочайшее заблуждение. Столкнуться с ними могут многие. Повадки проверяющих из этого ведомства и их методы охоты несколько отличаются от манеры поведения других ревизоров. Кому-то даже кажется, что они менее амбициозны. Но порой «спячка» сменяется чрезмерной, аномальной активностью. С чем это связано, науке доподлинно не известно. Но только сейчас наступили именно такие времена. Причем работают защитники прав потребителей в тесной связке с налоговиками. Расскажем, как проходят поверки Роспотребнадзора и что им можно противопоставить – в рамках закона, разумеется.

Что такое надзор – нам объяснять не нужно. Что касается «потребителя» (он же «клиент», «покупатель», «вон та тетка в синем плаще третий час мозг выносит»), то эта такая подгруппа «гомо сапиенсов», которая не хочет, чтобы ее обвешивали, обсчитывали и навязчиво «впаривали» не самый качественный товар или услуги. Не хотят есть мумифицированные творожные сырки или колбасу «Телячья» из мяса птицы механической обвалки с добавлением растительного сырья. Согласитесь, их можно понять. Поговорка «клиент всегда прав» родилась не вчера. Насколько она объективна – вопрос скорее философский, из области морали и нравственности.

Тем не менее ревизоры и суды априори считают эту подгруппу слабой стороной в любом споре. Вот только термин «потребительский экстремизм» тоже родился не вчера… Но давайте обо всем по порядку.

По порядку, закрепленному в Законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Именно в нем заложены основные права и обязанности проверяемых и проверяющих, виды проверок, порядок и основания их проведения. Так что значение этого документа умалить сложно.

Еще один важный документ – Административный регламент (утв. приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764), которым обязаны руководствоваться проверяющие из Роспотребнадзора. В нем, среди прочего, описан порядок проведения проверочных процедур и досудебного обжалования действий (бездействия) проверяющих. Несмотря на то, что этот документ, по сути, – внутренняя инструкция Роспотребнадзора, ссылки на него зачастую помогают выигрывать споры.

Да вот вам, пожалуйста. Компания решила оспорить предписание, выданное Роспотребнадзором по результатам проверки. Свою позицию фирма обосновала ссылкой на пункт 70 Административного регламента. Там сказано, что предписание должно содержать законные требования, конкретные указания и четкие формулировки действий, которые должен совершить исполнитель.

Суд согласился с компанией и признал предписание недействительным. Арбитры не обнаружили в документе конкретных условий, по которым можно оценить его исполнение. В нем лишь была указана общая обязанность прекратить установленные нарушения. В такой ситуации проверить исполнение предписания просто невозможно (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2016 г. № Ф10-3652/2016 по делу № А14-8348/ 2015).

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора, как и многих других контролирующих органов, бывают плановыми и внеплановыми (ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ), документарными и выездными (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ). Причем сочетаться они могут четырьмя возможными способами (п. 15 Регламента).

Плановая проверка

Как нетрудно догадаться, эта проверка проводится на основании специального плана, который составляется на каждый календарный год. План проверок не является тайной за семью печатями. О том, будут ли компанию проверять в том или ином году, можно узнать в несколько кликов. Вся информация размещается на сайтах Генпрокуратуры России (https://plan.genproc.gov.ru/, в разделе «Сводный план проверок») и Роспотребнадзора (https://inspect.rospotrebnadzor.ru/, раздел «Планы плановых проверок»).

Обычная фирма может попасть в план проверок не чаще, чем раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). А вот организации, которые работают в социальной сфере, здравоохранении или образовании, могут проверять ежегодно (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, п. 14 Административного регламента).

Еще один важный момент: мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса должен был закончиться с 1 января наступившего года, он продлен еще на два года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ). Тут есть несколько «но». Во-первых, запрет на плановые проверки не распространяется на виды государственного контроля, по которым введен риск-ориентированный подход. Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Включить в план проверок Роспотребнадзор может (но не обязан!) лишь тех субъектов малого предпринимательства, которые (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

работают в «социалке», здравоохранении или образовании (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ);

привлечены к административной ответственности за грубое нарушение. Здесь надо отметить, что единого критерия грубости в КоАП РФ нет. Она может определяться в конкретных статьях по самостоятельным критериям. Например, понятие грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ), устанавливается Правительством РФ в отношении отдельных видов лицензируемой деятельности (примечание 1 к ст. 14.1 КоАП РФ): привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности; лишены лицензии (или ее действие приостановлено).

Что ж, все это неплохо, вот только больше всего проблем доставляют компаниям проверки внеплановые.

На заметку

Попытка снять претензии проверяющих популярным в нашей стране методом может закончиться очень плохо. Так, недавно в Красноярском крае контрольная закупка обуви в районном магазине закончилась уголовным приговором предпринимателю за дачу взятки должностному лицу.

Внеплановая проверка

Специалисты Роспотребнадзора приходят вне плана, чтобы проверить (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 26 Административного регламента):

  • поступившие к ним жалобы потребителей;
  • исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушения;
  • деятельность компании, которая подала заявление о выдаче лицензии или предоставлении специального статуса (если проверка является необходимым условием);
  • материалы и обращения, переданные из прокуратуры; информацию (в том числе из СМИ) о нарушении прав потребителей, возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Обратите внимание, что в этом случае проверка должна быть согласована с прокуратурой.

Добро пожаловаться

Как мы видим, для того чтобы «накликать на чью-то голову» проверяющих, не обязательно тереть песком волшебную лампу Аладдина и шептать магические заклинания. Взял перо и бумагу или сел за компьютер – вот тебе и вся магия. Наиболее распространенное основание для внеплановой проверки – это, конечно, жалоба потребителя. Поэтому скажем о нем еще пару слов.

Вообще жалобы потребителей бывают разные. Закон № 294-ФЗ выделяет две категории жалоб граждан: на нарушение прав потребителей и другие жалобы. Когда речь идет о нарушении прав, потребитель должен сначала обратиться за их защитой к компании-нарушителю, и только если его требования проигнорировали или не удовлетворили – в Роспотребнадзор (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Другое дело, если жалоба не связана с правами потребителей. В этом случае предварительно обращаться в компанию необязательно. Сразу в Роспотребнадзор можно сообщить: о возникновении факта (или угрозы) причинения вреда здоровью граждан, например о нарушении санитарных требований, нарушении законодательства о техническом регулировании, факте продажи товара, не соответствующего требованиям безопасности. Такие разъяснения даны на официальном сайте Роспотребнадзора.

Вывод напрашивается сам собой: если гражданин обращается с жалобой, лучше попытаться решить конфликт миром. Иначе велика вероятность вскоре увидеть на пороге офиса проверяющих из Роспотребнадзора. Тем более что во многих случаях гражданин вообще не обязан предварительно вступать в диалог с компаний.

Что касается анонимных жалоб, то официально проверяющие реагировать на них не должны. Но с авторизацией подчас возникают проблемы, поэтому сбрасывать со счетов разного рода «доброжелателей» не стоит. А уж их «магические заклинания», что называется, проверены временем.

Справочно

В прошлом году в Роспотребнадзор поступило более 23 000 жалоб на организации, предоставляющие финансовые услуги, и при содействии ведомства через суды потребителям вернули более 250 миллионов рублей. «Основным нарушением со стороны кредитных организаций при заключении договора является навязывание различного рода дополнительных платных услуг», – говорится в отчете ведомства

Документарная проверка

Данная проверка (неважно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). При этом проверяются сведения, содержащиеся в документах, которые связаны с исполнением фирмой обязательных требований.

Компания обязана представить заверенные копии (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ) или электронные документы по мотивированному запросу, к которому прилагается копия распоряжения или приказа о проверке (ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). На подготовку и представление документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, п. 46 Административного регламента).

Выездная проверка

Эта проверка (не важно, плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения фирмы или по месту ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Предметом проверки выступают (ч. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):

  • сведения, содержащиеся в документах компании;
  • деятельность, объекты, товары (работы, услуги), сотрудники компании (на предмет их соответствия обязательным требованиям).

Проверяющие могут заглянуть «на огонек», если при документарной проверке (ч. 10 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 48 Административного регламента): невозможно оценить соответствие деятельности фирмы обязательным требованиям; невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании; установлены признаки правонарушения. При этом предварительно проводить документарную проверку специалисты Роспотребнадзора не обязаны. Например, если они заранее понимают, что без похода «в гости» проверить деятельность фирмы не удастся, они могут сразу провести выездную проверку.


Пример. Проверка «без документов»

Роспотребнадзор провел в магазине меховых изделий внеплановую выездную проверку. Поводом стала жалоба гражданина на то, что там продаются изделия из меха без маркировки и контрольных знаков. В ходе проверки эта информация подтвердилась, и компания была привлечена к административной ответственности.

Оспаривая проверку, фирма заявила «о нарушении первоочередности проведения документарной проверки».

Суд парировал: проведение документарной проверки в данном случае не позволило бы оценить соответствие деятельности магазина обязательным требованиям (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 марта 2018 г. № Ф03-502/2018 по делу № А37-758/2017).

При выездных мероприятиях компания обязана (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 50 Административного регламента):

  • предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, которые связаны с проверкой (но только если выезду не предшествовала документарная проверка);
  • обеспечить доступ проверяющим (а также экспертам, представителям экспертных организаций) на свою территорию.

Если фирма этого не сделает и проведение проверки станет невозможным, ей и ее должностным лицам грозит штраф по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ. Его сумма может составить: для должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до года), для компаний – от 20 000 до 50 000 рублей.

И, надо сказать, штрафы за это нарушение назначаются не так уж редко (см., например, постановления ВС РФ от 8 декабря 2017 г. № 41-АД17-25 и от 7 февраля 2017 г. № 44-АД17-2). Правда, иногда их удается успешно оспорить (Постановление ВС РФ от 26 февраля 2018 г. № 41-АД18-6).

Порядок проведения контрольных закупок

Порядок проведения контрольной закупки утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. № 1398 (документ вступил в силу 1 декабря 2018 года).

Проведение контрольной закупки допускается только:

  • в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию контроля (ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ);
  • по основаниям, установленным для проведения внеплановых проверок (ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);
  • при условии, если иным способом невозможно проверить, соблюдаются ли требования законодательства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Проверяющие могут провести контрольную закупку как в «офлайн-режиме», так и дистанционно (например, через интернет-магазин). Перед проведением контрольного мероприятия издается приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Приказ должен содержать, в частности, следующие сведения:

  • наименование органа контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора), в рамках которого проводится контрольная закупка;
  • Ф. И. О., должность лиц, уполномоченных проводить контрольную закупку;
  • название проверяемого юрлица или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, а также место нахождения / фактического осуществления деятельности организации (ИП), где проводится закупка. При проведении дистанционной контрольной закупки указываются почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес сайта, адрес электронной почты и иная информация;
  • основание для проведения контрольной закупки;
  • сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты.

После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной) проверяющий объявляет о проведении контрольного мероприятия, предъявляет служебное удостоверение и передает представителю юридического лица или ИП копию приказа о проведении контрольной закупки. При этом инспектор должен незамедлительно вернуть товар продавцу. Исключение – случаи, когда товары приобретены для их последующих исследований или утрачены в результате проведения контрольной закупки.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), также возвращаются работнику юрлица или ИП. Если работы не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, то они выполнению (оказанию) не подлежат.

Не позднее чем через три часа после завершения контрольной закупки инспектор должен составить соответствующий акт (при дистанционной контрольной закупке – не позднее следующего рабочего дня после ее проведения).

Время и деньги

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 20 Административного регламента). Причем это утверждение относится как к выездным, так и к документарным проверкам.

Однако для плановых выездных проверок установлены некоторые исключения. Во-первых, предусмотрена возможность продления проверки, если проверяющим нужно провести (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 21 Административного регламента): санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание; экспертизу качества продукции; санитарно-эпидемиологическое расследование.

Срок проверки может быть продлен не более чем:

  • на 20 рабочих дней (в общем случае);
  • 50 часов – если проверяется малое предприятие;
  • 25 часов – если проверяется микропредприятие.

Во-вторых, установлены сокращенные сроки проверки (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ):

  • малых предприятий – не более 50 часов в год;
  • микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако выездная плановая проверка малого и микропредприятия (в отличие от проверок других компаний) может быть приостановлена для получения дополнительных документов или информации, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Порядок уведомления о проверках

О плановых проверках (а они почти всегда выездные) компанию должны уведомить не менее чем за три рабочих дня до их начала. Уведомлением служит копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

На практике часто организации направляется два документа – непосредственно уведомление (в свободной форме), к которому прилагается копия распоряжения (приказа). Суды не считают такой порядок уведомления нарушением (Определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 307-КГ17-16727 по делу № А13-15275/2016).

Сотрудники Роспотребнадзора могут направить копию приказа (распоряжения) о проверке (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ): заказным письмом с уведомлением о вручении; по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ. В этом случае письмо должно быть подписано усиленной электронной подписью.

О внеплановой выездной проверке компанию должны уведомить, только если она проводится для проверки информации о возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Сделать это сотрудники Роспотребнадзора должны не позднее чем за 24 часа до ее начала «любым доступным способом», например, по электронной почте, если она указана в ЕГРЮЛ (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, п. 42 Административного регламента).В то же время об уведомлении о внеплановой документарной проверке ни в Законе № 294-ФЗ, ни в Административном регламенте не говорится. А это значит, что заранее уведомлять компанию о ней никто не будет (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2015 г. № 16АП-1232/2015). Организация сразу получит и приказ (распоряжение) о проверке, и запрос о представлении документов.

Нарушение и наказание

Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут пойти двумя путями (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

Могут выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Оно составляется, если обнаружены незначительные нарушения, например, когда страховая компания не доводит до потребителя информацию о составляющих стоимости своих услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2017 г. № Ф04-4157/2017 по делу № А45-2905/2017).

За неисполнение предписания установлены отдельные штрафы (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей (в качестве альтернативы предусмотрена дисквалификация до трех лет);
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

Предписание должно быть корректным и исполнимым. Например, формулировку «исключить из кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями, пункты, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ: условия о взимании Банком штрафов в случаях нарушения Заемщиком срока возврата кредита и/или уплаты процентов, об уплате неустойки при нарушении сроков возврата кредита, условия о подсудности» суд посчитал допустимой (Постановление ФАС Московского округа от 4 июня 2014 г. № Ф05-3558/2014). А вот требование к обычному ООО «изъять из оборота продукцию, не соответствующую требованиям Технического регламента Таможенного союза» арбитры квалифицировали как «не корректное и по своей сути не исполнимое» (Постановление АС Московского округа от 18 мая 2017 г. № Ф05-5409/2017).

А могут применить меры административного воздействия вплоть до временного запрета деятельности (вместе с выдачей предписания или без него).

К административной ответственности компании привлекаются в тех случаях, когда их деятельность (товары, работы, услуги) представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Например, если обязательным требованиям не соответствует пищевая продукция (Постановление ВС РФ от 18 ноября 2016 г. № 304-АД16-11484).

Если при проверке будут установлены признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства или законодательства о защите прав потребителей, Роспотребнадзор направит материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (п. 76 Административного регламента).

Обратите внимание

В нашу редакцию пришел вопрос от взволнованной читательницы, которая опасается, что проводящие внеплановую проверку «роспотребнадзоровцы» могут оштрафовать ее фирму за опоздание с проведением СОУТ. Не могут, штрафовать будут другие – это прерогатива Роструда.

Как «отбиться» от проверки: ТОП-10

Грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными, перечислены в статье 20 Закона № 294-ФЗ. Подкреплены положения Закона решениями судов.

  1. Нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки (постановления АС Волго-Вятского округа от 21 ноября 2016 г. № Ф01-4865/2016, ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2010 г. по делу № А29-1421/2010) или непосредственно перед проверкой (решение АС г. Москвы от 14 марта 2014 г. по делу № А40-7511/14).
  2. Компания не уведомлена о проведении проверки (Определение ВС РФ от 26 октября 2017 г. № 305-КГ16-21421, постановления ВС РФ от 26 февраля 2018 г. № 41-АД18-6 и от 1 февраля 2017 г. № 72-АД16-4, АС Московского округа от 30 ноября 2017 г. № Ф05-16661/2017). Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2014 г. № Ф03-1776/2014).
  3. К проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2017 г. № 10АП-13749/2017).
  4. Проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой (Определение ВС РФ от 17 июля 2017 г. № 309-КГ17-8104, постановления АС Северо-Западного округа от 4 июля 2017 г. № Ф07-5323/2017 по делу № А42-1131/2016, Саратовского областного суда от 6 июня 2017 г. № 4А-427/2017).
  5. Проверка проведена по анонимному обращению гражданина (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 9 февраля 2016 г. № Ф02-7516/2015).
  6. Проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно (постановления ВС РФ от 9 апреля 2015 г. по делу № 301-АД15-1997, АС Волго-Вятского округа от 29 июня 2015 г. № Ф01-2342/2015, АС Центрального округа от 2 октября 2014 г. по делу № А08-5222/2013). Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и. о. руководителя (Постановление ВС РФ от 2 октября 2017 г. № 35-АД17-2). По правилам, подписывать такие документы может руководитель (или замруководителя) территориального органа Роспотребнадзора (ч. 12 ст. 8 Закона № 294-ФЗ).
  7. Проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений (Определение ВС РФ от 7 августа 2015 г. № 279-ПЭК15, Постановление АС Уральского округа от 4 июля 2016 г. № Ф09-7063/ 16). Обычно подобные «проверки» проводят в «упрощенном» порядке на основании общих норм КоАП РФ. Вот только выдача предписания предусмотрена не КоАП РФ, а Законом № 294-ФЗ. А раз так, то все мероприятия должны проводиться в рамках этого закона.
  8. Компании не вручен (не направлен) акт проверки (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф01-1335/2016 по делу № А31-7367/2015).
  9. Эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А38-1549/2012). Например, если экспертная организация оказывает проверяемой компании услуги по уничтожению грызунов в магазине (решение АС Курганской области от 27 мая 2016 г. по делу № А34-1556/2016).
  10. Превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября2010 г. № Ф03-7740/2010), притом что официально срок проверки не продлевался или продление не обосновано (Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2013 г. по делу № А40-120263/12-17-1139).

Важно

Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права.

Что проверяют?

Лично мне почему-то вспоминается советский мультик, в котором мартышка спрашивает бабушку удава: «А во что можно играть с присмотром?» – «Робяты, во все!» – отвечает ей бабуля. Да, полномочия Роспотребнадзора довольно широки. Их можно разделить на два сферы:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (см. федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • надзор в области защиты прав потребителей (см. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Объектом проверки может стать все, что входит в эти сферы. Ответственные лица компании должны знать и соблюдать нормы перечисленных законов, принятых в соответствии с ними подзаконных актов, а также требования в конкретной отрасли деятельности (производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование и пр.). С полными перечнями актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проверке, можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.

Наталья Потираловская,

эксперт по трудовому праву


Читать оригинал