Ответственность за ненадежную доставку извещения ИФНС

Автор:
Фото: img.freepik.com


Чтобы избежать штрафа за неполучение письма налоговой и несвоевременное исполнение ее требования, можно обратиться в суд с доказательствами вины работников почты.


У налоговых органов есть право требовать предоставления документов и информации по адресу компании, указанному в запросе. Отправка может осуществляться различными способами, в том числе заказной корреспонденцией.


Для отправки писем применяют юридический адрес компании, записанный в Едином государственном реестре юридических лиц. Само предприятие несёт ответственность за точность адреса в реестре и обязано обеспечивать получение почтовых сообщений.

Правила доставки требований по почте


Требование о предоставлении документов через почту заказным письмом считается полученным спустя шесть рабочих дней после отправки.


После окончания обозначенного времени, наличие фактической потребности у организации значения не имеет.


В случае неподачи (несвоевременной подачи) документов по запросу инспекции, направленному заказным письмом, организацию могут привлечь к налоговой ответственности (статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации).

Что делать, если из-за непоставки письма почтой не удаётся отменить штраф?


Налоговый кодекс Республики Казахстан регламентирует привлечение к ответственности за неприложение документов по запросу ИФНС при условии установления факта, что налогоплательщик был осведомлен о соответствующем требовании и умышленно или по неосторожности не предоставил документы в инспекцию.


Штраф можно отменить, однако для этого, скорее всего, понадобится обращение в суд и доказывание отсутствия вины компании в неполучении письма.


Арбитражный суд Северо-Кавказского округа аннулировал штраф за отсутствие информации в ИНФС, так как налогоплательщик доказал не получение извещения через почту (постановление от 10.02.2020 по делу № А25-2173/2018).


Постановлением АС Центрального округа от 02.08.2022 № Ф10-2112/2022 по делу № А08-6559/2021 назначенный инспекторами штраф отменён, так как налоговикам не удалось доказать факт вручения требования и факт уклонения ИП от получения письма.


В суд следует обратиться с доказательствами отсутствия вины, умысла или неосторожности налогоплательщика при неисполнении требования. Требуются ответы от почтовых служб и все почтовые штампы, которые ставят на письмах и регистрируют в журнале прохождения корреспонденции.


На сайте Почты России доступен способ узнать о каждом этапе движения заказанного письма. У каждого такого письма есть индивидуальный номер, позволяющий проследить его путь.