Оперативный контроль

Автор: | 17.05.2019

Оперативный контроль

Новость о возможном распространении «оперативного контроля» на более широкий круг компаний в очередной раз вызвала резонанс в предпринимательском сообществе. Анна Астафьева, старший бухгалтер Acsour, узнала больше о таком виде проверок, чтобы выяснить, как будет осуществляться оперативный контроль и кому его можно опасаться.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов

regulation.gov.ru появилось уведомление о начале разработки проекта закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса, целью которого является включение в систему налогового контроля так называемого оперативного контроля.

Напомню, сейчас налоговый контроль проводится должностными лицами в пределах своей компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ) посредством:

  • налоговых проверок – выездных и камеральных (ст. 87 НК РФ);
  • получения объяснений от компаний и ИП;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для получения прибыли;
  • других форм, предусмотренных НК РФ.

В частности, к другим формам налогового контроля относится налоговый мониторинг, предметом которого являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена на компании (п. 1 ст. 105.26 гл. 14.7 НК РФ).

Впервые налоговый мониторинг был представлен в НК РФ Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, приоритеты которой закреплены в Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года и доступны на сайте контроль-надзор.рф. Кроме фискального мониторинга реформа включает в себя внедрение риск-ориентированного подхода, комплексное обновление обязательных требований, предъявляемых к компаниям, развитие профилактики нарушений упомянутых выше требований, а также внедрение оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на снижение ущерба и издержек подконтрольных субъектов.

Три условия

В регламенте информационного взаимодействия налогового мониторинга отражается порядок представления в ФНС России документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержится указанная информация по выбору организации, а также отражается порядок ознакомления ревизоров с подлинниками документов в случае такой необходимости (п. 6 ст. 105.26 НК РФ).

Налоговый мониторинг проводится на основании решения, которое выносится после получения ФНС России заявления от самого налогоплательщика (п. п. 2 и 3 ст. 105.26 НК РФ). При этом подать документ вправе только лица, одновременно соблюдающие следующие три условия:

  1. совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему страны за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн рублей;
  2. суммарный объем полученных доходов по данным годовой отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей;
  3. совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

Будущее системы

13 февраля этого года премьер-министр страны Дмитрий Медведев провел совещание о развитии системы налогового мониторинга. По итогам мероприятия Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами было поручено: подготовить предложения по дальнейшему развитию системы налогового мониторинга, в том числе расширению практики применения такого контроля за счет снижения требований к стоимости активов, суммарному объему полученных доходов и совокупной сумме налогов соответствующих налогоплательщиков, а также проанализировать достаточность нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа.

Следует отметить, что данное поручение было основано на весьма позитивных докладах участников совещания. Так, руководитель ФНС России Михаил Мишустин отметил, что налоговый мониторинг – это, в первую очередь, совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления налогов.

Если предприятию важно понимать ситуацию, оно запрашивает мотивированное мнение ФНС, которое является частным ответом на конкретный вопрос и не может в дальнейшем использоваться как прецедент налогового законодательства. При таком подходе сокращаются трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля и количество истребованных документов.

С 2005 года по настоящее время уже в 27 странах реализована и применяется горизонтальная система мониторинга с соответствующими доверительными отношениями между бизнесом и ревизорами, что говорит о ее высокой эффективности.

Российский опыт

В России, как было озвучено выше, система налогового мониторинга действует уже несколько лет, за это время было разработано и внедрено несколько программных решений для реализации возможности ведения такого вида контроля.

Виталий Савельев, генеральный директор ПАО «Аэрофлот», рассказал на примере авиакомпании, как именно происходит налоговый мониторинг. В систему вводятся первичные документы – в этом заключается ручная работа бухгалтера. Контроль осуществляется с двух сторон: налоговый инспектор контролирует «на витрине», а налогоплательщик проверяет верность введенных данных изнутри. Когда возникают какие-либо отклонения, они фиксируются, инспектор видит, что именно компания исправила и как эта операция была сделана. В случае необходимости он может запросить дополнительные данные. Также в системе видно, какие документы необходимы для того, чтобы подготовить НДС, налог на прибыль и так далее, как распределены эти документы. Это дает возможность правильно формировать бухгалтерские отчеты и распределять ресурсы бухгалтерии.

Кроме того, в системе есть история запросов, в которой пофамильно видно сотрудников налоговой службы, заходивших в базу налогоплательщика, дополнительно показано, как ревизоры видят сотрудников компании, а также показаны документы, которые идут по запросу.

Безусловно, велика вероятность того, что поручение Дмитрия Медведева и послужило началом для разработки проекта Федерального закона об оперативном контроле, хотя именно такая формулировка в решении не звучит. Обоснованием необходимости проекта правового акта является инициатива в рамках работы по развитию бесконтактного налогового администрирования, совершенствованию систем оперативного и налогового контроля.

Конкретные выводы о том, как будет проходить оперативный контроль, сколько он будет длиться, кем и как будет инициироваться, делать еще рано, так как следует дождаться размещения самого текста проекта.

Что касается опасений, то волноваться стоит только тем компаниям, руководство которых нацелено на незаконную налоговую оптимизацию и намеренный уход от налогообложения. Тем не менее за возможными трудностями по техническому и нормативному внедрению оперативного контроля следует видеть в первую очередь снижение случаев камеральных и выездных проверок, которые даже при отсутствии нарушений сбивают привычный ритм работы компании. Уже сейчас согласие на налоговый мониторинг позволяет бизнесу формировать позитивный имидж самой компании как открытого и современного предприятия.


Читать оригинал