Оперативный контроль

Автор:


Сообщение о вероятном расширении действия «оперативного контроля» на дополнительные компании вновь вызвало отклик у бизнесменов. Анна Астафьева, старший бухгалтер Acsour, изучила этот вид проверок, чтобы понять, как будет осуществляться оперативный контроль и кому его стоит опасаться.

На портале государственных проектов нормативных правовых актов.

На сайте regulation.gov.ru размещено сообщение о начале разработки проекта закона об изменениях в первой и второй частях Налогового кодекса. Целью документа станет внедрение в налоговый контроль так называемого оперативного контроля.

Напоминаю, на данный момент налоговый надзор осуществляют сотрудники в рамках своих полномочий (п. 1 ст. 82 НК РФ) с помощью:

  • налоговых проверок – выездных и камеральных (ст. 87 НК РФ);
  • получения объяснений от компаний и ИП;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • Проверка зданий и участков земли, приносящих доход.
  • других форм, предусмотренных НК РФ.

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля, предметом которого является правильность расчёта (удержания), полнота и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Ответственность за уплату этих платежей по Налоговому кодексу возлагается на компании (п. 1 ст. 105.26 гл. 14.7 НК РФ).

Налоговый мониторинг впервые появился в Налоговом кодексе Российской Федерации по Федеральному закону от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, приоритеты которой указаны в Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года и доступны на сайте контроль-надзор.рф. В числе прочего реформа предполагает внедрение риск-ориентированного подхода, комплексное обновление обязательных требований к компаниям, развитие профилактики нарушений этих требований, а также оценку результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с ориентацией на снижение ущерба и издержек подконтрольных субъектов.

Три условия

Регламент информационного взаимодействия налогового мониторинга определяет правила представления документации о расчёте и уплате налогов, сборов, страховых взносов ФНС России в электронном виде. Организация имеет право самостоятельно выбирать доступ к информационным системам с содержащейся там информацией. Также регламент предусматривает порядок ознакомления ревизоров с подлинниками документов при необходимости (п. 6 ст. 105.26 НК РФ).

Налоговый мониторинг осуществляют на основе решения, принятого после того, как ФНС России получит заявление от налогоплательщика (п. п. 2 и 3 ст. 105.26 НК РФ). Для подачи документа разрешение имеют лица, одновременно выполняющие три условия:

  1. Общая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга (исключая налоги, связанные с перемещением товаров через границы Таможенного союза), должна быть не менее 300 млн рублей.
  2. Общая сумма доходов организации по финансовой отчётности за год, который предшествует году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, равна как минимум трём миллиардам рублей.
  3. По информации бухгалтерской отчётности организация на 31 декабря года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, обладает активами общей стоимостью не менее трёх миллиардов рублей.

Будущее системы

13 февраля текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев провел совещание о развитии системы налогового мониторинга. По результатам встречи Минфину совместно с заинтересованными федеральными органами было поручено подготовить предложения по дальнейшему развитию системы, в том числе расширению практики применения контроля за счет снижения требований к стоимости активов, суммарному объему доходов и совокупной сумме налогов налогоплательщиков. Также предстоит проанализировать достаточность нормативно-правового регулирования института мотивированного мнения налогового органа.

Положительные доклады участников совещания послужили основой для данного поручения. Михаил Мишустин, руководитель ФНС России, подчеркнул, что налоговый мониторинг – это прежде всего совместная оценка рисков, когда компания полностью открыта, а налоговая служба оценивает их до начисления налогов.

Важно предприятию понимать ситуацию, поэтому для этого оно обращается к ФНС за мотивированным ответом на конкретный вопрос. Этот ответ является частным и не может служить прецедентом в дальнейшем применении налогового законодательства. Такой подход снижает затраты компании на сопровождение мероприятий налогового контроля и количество запрошенных документов.

Горизонтальный мониторинг с развитием доверия между бизнесом и аудиторами успешно внедрен и действует в 27 странах с 2005 года, подтверждая свою эффективность.

Российский опыт

В России функционирует система налогового мониторинга, которая существует уже не один год. За это время создано и применено несколько программных средств для осуществления данного вида контроля.

Виталий Савельев, генеральный директор ПАО «Аэрофлот», продемонстрировал пример налогового мониторинга на базе авиакомпании. В систему вносятся первичные документы – эта часть работы выполняется бухгалтером вручную. Контроль ведется двумя сторонами: налоговый инспектор наблюдает за системой, а компания проверяет правильность введенных данных изнутри. При возникновении отклонений данные фиксируются, инспектор видит, что именно исправлено и как это было сделано. В случае необходимости он может запросить дополнительные сведения. Также система показывает, какие документы необходимы для составления отчетности по НДС, налогу на прибыль и так далее, а также их распределение. Это позволяет правильно формировать бухгалтерские отчеты и распределять ресурсы бухгалтерии.

В системе сохраняется история запросов. История показывает фамилии сотрудников налоговой службы, обращавшихся к базе данных налогоплательщиков. Также указано, какие сотрудники компании доступны для просмотра ревизорами, и представлены документы, переданные по запросу.

Большая вероятность, что поручение Дмитрия Медведева стало началом разработки проекта Федерального закона об оперативном контроле, хотя такая формулировка в решении отсутствует. Разработка проекта правового акта обоснована необходимостью развития бесконтактного налогового администрирования и совершенствования систем оперативного и налогового контроля.

О сроках и методах осуществления оперативного контроля пока говорить не представляется возможным, поскольку требуется ознакомиться с текстом самого проекта.

В отношении опасений беспокоиться следует только компаниям, руководители которых стремятся к неправомерной налоговой оптимизации и уклонению от уплаты налогов. Тем не менее, потенциальные сложности технического и нормативного внедрения оперативного контроля должны рассматриваться прежде всего как снижение случаев камеральных и выездных проверок, которые даже при отсутствии нарушений нарушают привычный ритм работы компании. На данный момент согласие на налоговый мониторинг позволяет бизнесу формировать положительный имидж открытого и современного предприятия.