О контрольных сделках: требуется ли уведомление?

Автор:


Законодательство обязывает компании сообщать ревизорам о контролируемых сделках. В каких случаях фирмы должны оповестить инспекторов об этих операциях, а когда это не требуется? Елена Пшеничная, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО «ИК Ю-Софт», проанализировала две сложные ситуации.

Бухгалтера при проведении контролируемых операций часто задаются вопросом: в каких ситуациях требуется оповещать налоговую инспекцию, и являются ли все подобные сделки обязательными для декларирования.

Уведомление о сделке

В 2011 году организация заключила с нерезидентом (взаимозависимым лицом) процентный договор займа на 10 лет. В 2017 году контракт пересмотрели, и сумму займа вернули. Руководство фирмы беспокоится о том, обязана ли оно подавать… уведомление о контролируемой сделке за 2017 год.

Для ответа на вопрос обратимся к нормам закона. НК РФ относит к контролируемым операциям сделки между взаимозависимыми лицами, с учетом особенностей, указанных в статье 105.14 НК РФ (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ). Налогоплательщики обязаны сообщать контролерам о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, подав сообщение не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом совершения контролируемых сделок (пункт 1 и 2 статьи 105.16 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор займа Заключенный в 2011 году договор подлежит рассмотрению с учётом того, что сделки по предоставлению займа, заключенные до 1 января 2012 года, но доходы (расходы) по которым признаются позже этой даты, не считаются контролируемыми. Важно отметить, что это правило действует только в случае неизменности условий договора.

Изменение условий контракта после 1 января 2012 года признает сделки контролируемыми по критериям статьи 105.14 НК РФ на общих основаниях, согласно ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (Закон № 227-ФЗ).

В соответствии с позицией Минфина, опираясь на нормы ГК РФ, изменение условий сделки по займу подразумевает корректировку существенных параметров операции в той же форме, что и первоначальная сделка, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами, договором или обычаями деловой практики. К таким условиям, резюмирует Минфин, относятся размер процентов по займу и срок возврата суммы займа (письмо от 10 марта 2017 г. № 03-12-11/1/13720). С мнением Минфина согласны и высшие арбитры (Определение Верховного суда РФ от 17 января 2018 г. № 310-КГ17-13413 по делу № А08-114/2017).

В данном случае российская организация должна подать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год не позже 20 мая 2018 года.

Не деловой партнер и не резидент

В ноябре 2016 года российская компания, работающая на ОСНООна заключила договор на оказание услуг не взаимозависимой иностранной организации из Маврикия стоимостью 90 млн рублей (включая НДС). В декабре получила аванс от иностранца. Услуги по контракту были выполнены в феврале 2017 года. подписан акт выполненных работ Остатки средств были перечислены. Организация задалась вопросами: признается ли такая операция контролируемой? Было ли необходимо фирме подавать уведомление о контролируемых сделках за 2016 год?

Попробуем разобраться.

Компании должны извещать контролеров о заключенных в течение года контролируемых сделках, перечисленных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом контролируемыми внешнеторговыми сделками в данной ситуации являются операции с резидентами государств и территорий из специального перечня Минфина (офшорные зоны), если сумма доходов превышает 60 млн рублей (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ, письмо ФНС России от 31 марта 2017 г. № СД-4-3/6011@). Согласно Приказу Минфина от 13 ноября 2007 года № 108н свободной экономической территорией признается, в том числе, Республика Маврикий, с резидентом которой заключен договор российской компанией.

Чтобы сделку признали контролируемой, сумму доходов по ней за год определяют с учётом порядка признания доходов, установленного главой 25 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 105,14 НК РФ, письмо Минфина России от 5 мая 2017 г. № 03-12-11/1/28272). При этом в составе доходов учитываются Приходные средства фирмы от реализации товаров и внереализационные доходы, определённые по статьям 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 248 Налогового кодекса Российской Федерации). Доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом не учитываются.

При расчёте налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученные от других лиц при предварительной оплате товаров (работ, услуг) компаниями, применяющими метод начисления.

В 2016 году российская организация в связи с рассматриваемой ситуацией подписала договор об оказании услуг иностранной компании, являющейся резидентом Республики Маврикий. Стоимость сделки – 90 миллионов рублей. в том числе НДСУслуги в 2016 году не предоставлялись, а получен был аванс от иностранца, который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывается в составе выручки организации за 2016 год. С учетом вышеизложенного суммовой критерий в 60 млн рублей для признания сделки контролируемой не соблюден (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), данная операция за 2016 год не может быть признана контролируемой, соответственно, уведомление в налоговую инспекцию за 2016 год компания подавать не обязана.