
РСПП представил доклад об оценке реализации проекта по реформированию контрольно-надзорной деятельности разными министерствами. В докладе определены успешные и отстающие ведомства в реализации реформы. «Расчет» узнал у Дарьи Перковской, директора департамента аудита АКГ «Деловой профиль», о состоянии реформы.
Отчёт РСПП суммирует первые результаты реализации масштабной трансформации контрольно-надзорной деятельности. Эффективность реформы не будет оцениваться по объему проверок, назначенных штрафов и выданных предписаний, а по фактическому уменьшению смертности, травматизма и материального ущерба.
Реформа должна уменьшить количество проверок компаний и самозанятых до минимума. Инициаторы реформы рассчитывают, что такой минимум проверок позволит поддерживать необходимый уровень безопасности и качества бизнес-деятельности.
Реформа началась в декабре 2008 года после выхода указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и Федерального закона № 294-ФЗ от 28 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2016 году реформу контрольно-надзорной деятельности объявили приоритетной программой до 2025 года.
Реформа подразумевает выполнение восьми ключевых проектов. риск-ориентированного подхода при проведении проверок Чем меньше риск для здоровья, окружающей среды, имущества и безопасности, который несет бизнес, тем меньше надзора ему требуется.
Вводят новую систему оценивания результативности и эффективности работы органов надзора, которая не будет базироваться на количественной оценке соблюдения заданного порядка.
Проект предусматривает переход к модели оценки эффективности деятельности по итогам надзора. В связи с этим создаются списки и определения показателей, позволяющие формировать рейтинги систем управления результативностью и эффективностью контролирующих органов.
Планируется введение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Проект предусматривает, что контрольные органы будут не только следить за выполнением требований, но и побуждать бизнес к их соблюдению посредством информирования, разъяснений, консультирования и обучения.
В рамках проекта осуществляется анализ всех требований, установленных законами и нормативными актами, для устранения излишних и повторяющихся положений, а также приведения их к современному уровню технологического и управленческого развития предпринимательства.
На контрольно-надзорные органы будут направлены усилия по повышению эффективности кадровой политики, созданию систем противодействия коррупции, а также автоматизации проверок.
Цифровизация взаимодействия ведомств, заложенная в проект, позволит достигнуть желаемого результата.
О чем будет доклад? Кто может получить от него пользу?
Второй доклад РСПП анализирует ход реформы и полученные результаты. Первый рассматривал методологические основы риск-ориентированного подхода в государственном надзоре и предлагал принципы формирования законодательства, модернизацию системы обязательных требований. Новый доклад оценивает итоги двух лет подготовки к реформе и предлагает дальнейшие шаги по ее реализации.
Не секрет, что проблемы малого бизнеса Эта стадия порождает низовую коррупцию из-за необходимости согласований с разными надзорными органами при открытии компаний, что складывается в неравные условия для предпринимателей.
С 2016 года действует мораторий на плановые проверки для малого бизнеса, продлится он до конца текущего года. Число проверок уменьшилось на 30%, но их эффективность остаётся низкой, а объёмы штрафов выросли. Рассматривается продление моратория ещё на три года и расширение действия на предприятия среднего бизнеса, однако предприниматели считают, что давления надзора не становится меньше. В связи с этим доклад не только проводит мониторинг реализации реформы, но и содержит рекомендации бизнеса для создания новой системы государственного надзора, учитывающей интересы предпринимателей. Доклад направлен прежде всего методологам проекта (Минюсту, Минсоцзащиты, Минкомсвязи и Минэкономразвития) и законодателям, которые занимаются проведением реформы контрольно-надзорной деятельности.
Какие ведомства оценивались в докладе?
В докладе оценивались 16 контрольно-надзорных органов: Министерство внутренних дел, Федеральная антимонопольная служба, Министерство чрезвычайных ситуаций, Федеральная налоговая служба, Россельхознадзор, Роспотребнадзор (санэпиднадзор и потребнадзор), Роструд, Ространснадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, Роскомнадзор, Росстандарт (метрологический надзор и надзор за соблюдением требований технических регламентов) и Федеральная таможенная служба.
Не каждое упомянутое учреждение участвует в реформе напрямую. При определении объектов исследования РСПП обращали внимание на типы контроля, которые являются самыми распространенными и важными для предпринимательской деятельности.
В исследование не вошли отраслевые регуляторы из перечня участников реформы по её программе: ФМБА России, Росздравнадзор, Росрыболовство, Росалкогольрегулирование, Росавиация и органы исполнительной власти, а также федеральные министерства, курирующие контрольно-надзорные органы, хотя все они участвуют в новой реформе.
Произвольная выборка участников мониторинга РСПП создает неравные условия. Некоторые из них участвуют в программе реформ и должны следовать «дорожной карте» проектов, а другим таковых требований нет.
По каким критериям оценивались ведомства?
Каждое ведомство проверяли по пяти группам критериев, учитывающих специфику реализации приоритетных проектов реформы. Например, в блоке «Совершенствование обязательных требований» оценивали наличие перечня правовых актов, его полноту, актуальность и новизну, а также доступность документов для бизнеса, возможность самопроверки.
В рамках направления «Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля» критериями оценки являлись: система оценки уровня риска, применяемый метод оценки и другие специфические критерии, позволяющие оценить текущее состояние правоприменительной практики в риск-ориентированном подходе.
Критерии оценки базировались на количественных показателях, таких как наличие документов и данных, а также их доступность для пользователей. Это пригодно для оценки начальной фазы реформы. Желательно, чтобы в последующих докладах учитывались качественные показатели: насколько проводимые изменения отвечают интересам предпринимателей? Позволяет ли нововведение повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в каждом ведомстве? Снижается ли тем самым административная нагрузка? нагрузка на бизнес?
Протестировать электронные сервисы, даже самостоятельно, поможет оценить их качество и реальную пользу для бизнеса.
По мнению РСПП, какое ведомство проявило наилучшие результаты?
Результаты мониторинга не однозначны: Росприроднадзор и Роструд получили наивысшие оценки, но это не значит, что в этих органах реформа уже завершена. По мнению РСПП, эти ведомства продемонстрировали лишь положительную динамику ее реализации. Роструд и Росприроднадзор показали наибольшую согласованность в раскрытии, систематизации и актуализации обязательных требований. Вместе с тем, пока данные ведомства выполняют лишь формальные требования в реализации проектов реформы. Оценка реального прогресса возможна только после анализа качественных изменений, что может произойти уже в следующем году.