
Налоговая служба России сообщила о заключении первых медиативных соглашений с налогоплательщиками в Санкт-Петербурге. По мнению Службы, процедура урегулирования споров может заменить налоговые проверки. О механизме работы нового процесса рассказала Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры», в интервью журналу «Расчет».
Расчетливая подписка!
Бесплатную подписку на журнал «Расчёт» можно приобрести совместно с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Подключить бератор с «Расчётом»
Весной текущего года налоговая служба опубликовала на официальном сайте информационное сообщение о возможности использования медиации для решения налоговых споров между компаниями и Федеральной налоговой службой до суда.
Новый институт возник вследствие совершенствования контрольно-аналитических инструментов ведомства. Инспекторы в ходе предпроверочного анализа могут выявлять нарушения налогового законодательства, а медиация может заменить собой налоговые проверки, являющиеся крайним этапом налогового контроля.
В сентябре прошлого года ФНС сообщала о снижении количества выездных проверок за пять лет более чем в три раза. Дополнительные налоговые поступления от контрольно-аналитической работы за девять месяцев 2020 года составили восемь миллиардов рублей, что на 2,6 раза больше, чем за тот же период 2019 года.
Рост поступлений после предпроверочного анализа позволяет предположить, что институт медиации может быть правовым механизмом, который фиксирует соглашения между компаниями и ревизорами при обсуждении выявленных нарушений Налогового кодекса.
Принцип действия
ФНС выдвинула предложение о создании института медиации для урегулирования налоговых разногласий.
Предположим, что российские налоговые органы стремятся внедрить медиацию в свою практику, следуя мировым тенденциям развития подобных институтов. Остаётся неясным, как именно будет осуществляться этот процесс, какие механизмы и законы будут применяться при разрешении налоговых споров посредством медиации.
Вы упомянули мировой тренд. Расскажите о зарубежном опыте применения медиации при урегулировании налоговых споров?
Медиация успешно развита во многих государствах: Голландии, Германии, Бельгии, Канаде, США и других. Некоторые страны применяют её для урегулирования налоговых споров. В России этот институт только начинает формироваться, хотя недавно в Санкт-Петербурге по данным ФНС было заключено первое медиативное соглашение.
Как будет развиваться медиация в России?
Федеральная налоговая служба считает данный способ разрешения споров по налогам альтернативным. По ее мнению, медиация может выступать заменой досудебному урегулированию и уменьшить количество судебных разбирательств. В целом, Налоговая видит в медиации более гуманный вариант по сравнению с налоговыми проверками.
Рассмотрим суть данной процедуры.
Разрешение налогового спора происходит мирным путём без судебных разбирательств. Представители компании и налоговых инспекций встречаются за столом переговоров с участием независимого эксперта — медиатора, чтобы найти компромиссное решение. Стороны заключают соглашение по возникшим налоговым претензиям. В итоге бизнес и Служба договариваются заранее, чтобы избежать негативных последствий для компании.
Это же не мирный договор, вы от него уклоняетесь, скажите почему?
Медиативное соглашение отличается от других, его оформляют согласно нормам Федерального закона № 193-ФЗ. Договор подписывают стороны и нотариально заверяют. Сейчас процедура медиации напоминает рассмотрение возражений на акт проверки: встреча сторон заканчивается консенсусом по налоговому спору после выездной проверки.
Перспективы развития
Этот механизм эффективен?
Результат зависит от убедительности доказательств сторон. Если контролеры увидят, что их позиция слабее, то могут согласиться. По моему мнению, по своей сути эти прения очень похожи на медиацию. Но проблема в том, что сама медиация предполагает прийти к соглашению в конфликтной ситуации, когда стороны готовы поступиться чем-то ради мира. То, о чем мы говорим – прения на процедуре возражений – совсем не похоже на мировое обсуждение, это больше напоминает скрытый конфликт.
Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров неоднократно заявлял о развитии Службы в качестве сервисной IT-компании. Медиация может стать частью этого преобразования.
Конечно, слова Даниила Егорова внушают уважение, это хорошая идея и позиция. В ФНС сейчас сильная команда, которая, как мне кажется, разделяет видение будущего ведомства. Но давайте посмотрим, кто реализует эти амбициозные идеи на практике. Когда ты пытаешься просто позвонить в ФНС, а никто не берет трубку?
Тем не менее будем развивать идею преобразования ФНС. Раньше высказывалось мнение о том, что ме diario может заменить налоговые проверки.
ФНС планирует проведение медиации в ходе контрольно-аналитической работы на этапе предпроверочного анализа. Однако уже сегодня имеется добровольный стимул для уточнения обязанностей.
Кто по вашему мнению должен выдвинуть инициативу о заключении медиативного соглашения?
С подобным предложением, по моему мнению, должен обратиться плательщик налогов. Однако данный вопрос всё ещё остаётся не решённым.
В настоящий момент ответов меньше, чем вопросов.
Так точно. Вопросов много: что гарантирует медиативное соглашение, например, налоговому органу не прийти с проверкой спустя некоторое время? Может ли оно защитить руководителей компании от уголовного преследования? От субсидиарной ответственности?
Кто может выступать медиатором и какое у него правовое положение?
На этот вопрос пока ответить не представляется возможным. Медиатор из Санкт-Петербурга предпочёл остаться неизвестным. Однако если российский институт мирового урегулирования налоговых споров последует западным образцам, то медиатором может быть сотрудник специализированного подразделения налоговой администрации.