Контрольная реформа

Автор: | 21.03.2019

Контрольная реформа

Количество проверок будет сокращаться, цифровых сервисов станет больше, а порядок проведения надзорных мероприятий должен быть прозрачным и понятным – это лишь небольшой список тезисов, которые так или иначе применят ревизоры в отношении контрольно-надзорной деятельности.

О том, что формат и подход к поверкам необходимо менять, говорят давно. И вот, кажется, уже совсем скоро власти покажут коммерсантам законопроект о контрольно-надзорной деятельности.

Стандартный подход

«Я надеюсь, что в ближайшие время, как минимум к Петербургскому форуму, мы уже представим версию этого закона, которую можно будет уже на форуме обсудить. Во всяком случае, такие задачи поставлены, и мы будем их добиваться. Это будет очень технологичный закон, понятный», – сообщил Константин Чуйченко, вице-премьер, руководитель аппарата Правительства РФ, выступая на прошедшей в середине марта Неделе российского бизнеса, организованной РСПП. Напомним, Константин Чуйченко с мая прошлого года стал куратором реформы КНД.

Закон, о котором идет речь, может стать единой платформой для определения порядка проведения проверок. На текущий момент все ведомства, на которые возложена функция контроля, самостоятельно определяют «правила игры» для своих ревизоров. У бизнеса не остается других вариантов, кроме как подстраиваться.

Конечно, некий тренд к стандартизации проверок был намечен уже давно, закона, определяющего правила подхода, в России пока нет. «Мы работаем над общим законом об обязательных требованиях, которые будут предметом контрольно-надзорной деятельности. Этот закон будет содержать в себе понятия и признаки этих требований, систему нормативных актов, в которых они будут воплощены», – сообщил Константин Чуйченко.

Очевидно, что одна норма не сможет вместить в себя требования всех ревизоров: разные ведомства – разные подходы.

Речь может идти и о создании нового надзорного кодекса. Сейчас этот вопрос обсуждается.

Опыт Роструда

Что конкретно будет происходить с контрольно-надзорной деятельностью дальше, можно только предполагать. Но очевидно, что одним из основных направлений развития станет цифровизация этой сферы деятельности ревизоров.

Опыт ФНС России, которая превратила в «сервисы для налогоплательщиков» едва ли не все возможные фискальные госуслуги, говорит сам за себя. Налоговая служба год от года демонстрирует, как именно электронные сервисы могут, с одной стороны, помогать компаниям, а с другой – пополнять бюджет. Эксперты не раз отмечали, что внедрение автоматических систем проверки данных зачастую не оставляет коммерсантам выбора, кроме как выходить из тени.

Еще один пример успешного внедрения цифровых технологий показывает Роструд. По словам руководителя ведомства Всеволода Вуколова, с помощью сервиса «Онлайнинспекция.рф» бизнес сэкономил почти 10 млрд рублей на возможных штрафах. «Благодаря запуску “Электронного инспектора” на портале Роструда “Онлайнинспекция.рф” работодатели смогли провести 470 000 самопроверок», – сообщил глава Роструда. Устранение выявленных таким образом нарушений и позволило компаниям сэкономить значительные финансовые ресурсы. Цифровые сервисы – один из инструментов по сокращению ревизий.

Не только «цифра»

О том, что количество проверок компаний необходимо снижать, говорят много уже не первый год. Что же на практике? Ситуация двоякая.

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), число
плановых проверок сокращается, а вот количество внезапных ревизий остается неизменным. «По итогам прошлого года наши опросы показывают, что плановые проверки проходили более чем в 78,5% компаний, а внеплановые – в 46%», – сообщил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Немного ранее, посещая одно из предприятий Тульской области, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов также приводил статистику проверок. «Контрольные надзорные службы в среднем проводят до четырех проверок в год по малому и среднему бизнесу. Это очень много! Было дано поручение президента, чтобы пересмотреть надзорные акты и до 2021 года оптимизировать нормативные акты, которые будут содействовать бизнесу, а другие необходимо отменить. Работа в этом направлении уже началась и она очень непростая», – процитировало слова Антона Силуанова издание «Тульские новости».

Еще один доклад

Для оценки эффективности проводимых изменений РСПП совместно с Высшей школой экономики регулярно публикуют доклад «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в РФ». Обновленная версия документа была опубликована в середине марта.

В обзоре приводится динамика изменений в области проверочных мероприятий по ряду категорий.

Так, в обзоре отмечается, что в 2018 году ситуация с эффективностью в контрольно-надзорной сфере улучшилась. Однако «просела» деятельность ревизоров в части профилактики и консультирования предпринимателей. Еще два критерия оценки работы контролеров: совершенствование требований и развитие риск-ориентированного подхода, показали хорошую динамику в прошлом году. Цифровизация проверок, по оценке исследователей, сохранилась на приемлемом уровне.

Напомним, доклад выпускается начиная с 2015 года. Эксперты называют его наиболее независимым документом по оценке реформы в надзорной сфере.

Подводя итоги о будущем системы контрольных мероприятий, можно привести слова Константина Чуйченко из интервью, данного им газете «Коммерсант» в феврале этого года: «Проверки должны занимать в деятельности контрольно-надзорного органа все меньше места – нужно больше работать в режиме мониторинга, в режиме взаимодействия. Задача не в том, чтобы выявить и наказать, а в том, чтобы предотвратить опасность, не допустить чрезвычайную ситуацию, обеспечив работу проверяемого в соответствии с установленными правилами».


Читать оригинал