Как учитывать расходы по возврату субсидий

Автор: | 21.10.2022

Как учитывать расходы по возврату субсидий

Минфин обозначил общую позицию о том, как учитывать субсидии, которые были получены на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции, если получатель нарушил условия их получения (Письмо от 31 августа 2022 г. № 03-03-06/1/84813).

Как учитываются субсидии в налоговой базе

Как обычно, чиновники начали с общих рассуждений. Субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе доходов в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ — по мере признания осуществленных за счет них расходов.

Заметим, что в пункте 4.1 речь идет о субсидиях, которые предоставлялись предпринимателям во время пандемии (Информация ФНС от 9 марта 2021 г.)

А это две субсидии из федерального бюджета.

1. По постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576. Ее предоставляли субъектам МСП, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и занятым в наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции отраслях экономики (по правительственному перечню).

Цель предоставления этой субсидии – частично компенсировать организациям и предпринимателям затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса.

Тратить эту субсидию разрешено на любые нужды. Полученную субсидию не нужно учитывать в налоговых доходах, а оплаченные за счет нее затраты — в расходах. НДС по расходам, оплаченным за счет субсидии, принимается к вычету (подп. 60 п. 1 ст. 251, ст. 270 НК РФ).

2. По постановлению Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976. Это субсидия в виде единоразовой выплаты, получателями которых являлись субъекты МСП, удовлетворяющие определенным требованиям.

Субсидии по постановлению № 976 учитываются в доходах в общем порядке (на них не распространяется действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть они не освобождаются от налога), а расходы, осуществленные за их счет, учитываются в расходах также в общем порядке, в зависимости от их экономической обоснованности и документального подтверждения.

В отличие от предыдущей, эта субсидия носит целевой характер. Но ее цель сформулирована широко: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Вместе с тем ни конкретного перечня мер по профилактике, на которые следует расходовать полученные деньги, ни положений о том, что будет, если средства потрачены на другие цели, в Постановлении нет.

Это может означать, что траты на любые товары, работы или услуги, связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, покупка средств защиты, проведение анализов и т.д.), в рамках Постановления № 976 могут считаться целевыми.  Опасность может подстерегать, если эта субсидия получена с нарушением установленных правил.

Что написано в правилах выдачи субсидии

Постановлением № 976 утверждены правила выдачи субсидии. В пункте 5 правил сказано: деньги выделяются на первоначальные расходы по профилактике (15 тыс. руб.) и на текущие (по 6500 руб. на каждого работника). Предприниматели, не имеющие сотрудников, получают деньги только на первоначальные расходы.

Субсидию по Постановлению № 976 выделяли на покрытие понесенных затрат. Направить бюджетные деньги на другие нужды, даже если аналогичные суммы на профилактические мероприятия были потрачены ранее, запрещено. Такое расходование субсидии будет признано нецелевым.

В пункте 12 правил говорится, что, если получатель исказил данные в отчетности, которая сдается в ПФР (в частности форма СЗВ-М), на основании которой рассчитывается сумма субсидии, полученные деньги подлежат возврату в бюджет.

А пункт 13 правил (и пункт 2.1 статьи 266.1 БК РФ) предоставляет федеральному казначейству право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий. Соответствующие документы могут запрашиваться у самих получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).

Если установлены нарушения при получении субсидии по постановлению № 976

Судя по всему, проверки получателей субсидии уже прошли или еще проходят, и проверяющие находят нарушения.

С точки зрения налогов последствия нарушений определены в абзаце 6 пункта 4.1 статьи 271 НК РФ. Об этом – письмо Минфина от 31 августа 2022 г. № 03-03-06/1/84813.

Если организация нарушила условия получения субсидий, то такие субсидии в полном размере включаются в доходы того налогового периода, в котором произошло нарушение.

Расходы, связанные с возвратом субсидии, базу по налогу на прибыль не уменьшают. Какие конкретно могут быть затраты, Минфин не уточняет. Это, по всей видимости, и сама сумма субсидии, которая или признана нецелевой по пункту 5 правил, или была получена на основании искаженной информации по пункту 12 правил. А также и банковская комиссия за возврат денег.

Все эти траты не могут соответствовать условиям пункта 1 статьи 252 НК РФ для признания их в расходах, как не связанные с деятельностью, направленной на извлечение дохода.

За расходование бюджетных денег на цели, никак не связанные с профилактикой коронавируса, получатель может быть оштрафован или дисквалифицирован. (ст. 15.14 КоАП РФ). А при значительных суммах субсидии его могут привлечь к даже к уголовной ответственности (ст. 285.1 УК РФ).


Читать оригинал