
Формирование плана выездных налоговых проверок осуществляется по конкретным критериям, а не случайным образом. Благодаря этому возможно прогнозировать, кто подвергнется проверке. Мы изучили способы минимизации риска проведения проверок путем анализа деятельности компании.
С точки зрения налоговых органов выездная проверка – наиболее эффективный способ контроля за правильностью расчёта и своевременностью уплаты налогов. Практика показывает, что многие нарушения выявляются именно во время таких проверок. Однако данная процедура может остановить работу компании, поэтому руководство предприятия должно принять все меры, чтобы ревизоры обходили офис стороной.
Сотрудники ФНС не могут проверить всех налогоплательщиков и вынуждены тщательно планировать свою деятельность. Юрист юридического бюро «Виртус-Лекс» Екатерина Бражник рассказала о критериях, которыми руководствоются инспекторы при выборе организаций для контрольных мероприятий.
Скидки на убытки
Разрабатываются методики отбора налогоплательщиков для проверок деятельности. Большая часть из них распространяется строго под грифом «для служебного пользования». В 2007 году приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая доступна всем. В настоящее время у каждой компании есть возможность самостоятельно оценить вероятность проведения выездной проверки, изучив данную Концепцию.

При проведении выездной проверки стоит обратить внимание на отчетность за несколько налоговых периодов: если там отражались убытки, то риск проверки повышается. Однако ФНС может не учитывать показатель убытков, если компания предоставит документы, подтверждающие объективные причины сложного финансового положения. Также возрастает риск проверки, если на предприятии работникам выплачивается зарплата ниже среднего уровня по среднеотраслевому показателю экономической деятельности субъекта РФ. Данные о среднем уровне зарплаты можно получить в налоговом органе или Росстате.
Перемещение хозяйствующего субъекта из одной инспекции в другую повышает бдительность инспекторов. Сюда относится внесение изменений в регистрационные данные, касающиеся местонахождения юридического лица, два и более раза в течение налогового периода, если это влечет постановку на учет в другую ИФНС. Можно сказать, что такими действиями можно только усложнить ситуацию, поскольку приостановление или отмена выездной проверки при «переходе» в другую налоговую не повлечет. Акт оформит именно тот государственный орган, который принял решение о проведении контрольного мероприятия.
Компания подвергнется риску, если ее финансово-хозяйственная деятельность основана на «цепочке контрагентов» без наличия разумной экономической цели. Такой вывод содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, где указаны обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды.
Новые расчеты
Налоговики обращают внимание на ошибки и противоречия в документах, выявленные при проведении камеральных проверок. Компания обязана предоставить пояснения по уведомлениям о несоответствиях показателей деятельности. Отсутствие таких пояснений может стать причиной проведения контрольных мероприятий. Налоговики проявляют настороженность к компаниям с контрагентами, у которых нет личных контактов руководства, документального подтверждения полномочий представителя и информации в СМИ, Интернете. Полный перечень признаков «неблагонадежности» указан в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.
В план проверок компании входят прежде всего те, где есть данные о причастности к схемам уклонения от налогов и сведения о возможном нарушении закона.
Ежегодно обновляются сведения о разнице средних показателей по отраслям экономики: налогах и прибыли. Методика расчета этих значений обозначена приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, который недавно дополнили приказом ФНС от 22 сентября 2010 г. № ММВ-7−2/461.
Налоговая нагрузка определяется как отношение общей суммы уплаченных налогов к выручке без учета НДС и акцизов. Если показатель ниже среднего по отрасли, вероятность попадания в список на выездную проверку возрастает. Рентабельность не должна отклоняться от показателя Росстата более чем на 10 процентов. Возникает вопрос: как определить налоговую нагрузку и рентабельность при работе в нескольких сферах? Вероятно, бухгалтер должен рассчитать показатели по основному виду деятельности.
Подсказки для проверки
При выборе компаний для проверки налоговые органы используют не только собственные данные, но и информацию из внешних источников — органов правоохранительной системы и других контрольных организаций. В план проверок первыми попадают компании, которые фигурируют в схемах уклонения от налогов и о которых имеются сведения о предполагаемых нарушениях закона.
Низкий уровень налоговой нагрузки по сравнению со средним показателем для отрасли повышает вероятность попадания фирмы в список компаний, подлежащих выездной проверке.
Работа инспекторов приводит к созданию «досье» на каждого налогоплательщика. В результате формируется заключение для компании с рекомендацией о проведении выездной проверки и обоснованием причин. Как юрлицу можно избежать включения в план проверок или хотя бы минимизировать последствия? ФНС разработала форму Пояснительной записки (Приложение № 5 к приказу № ММ-3-06/333@), где бухгалтер может пояснить, например, выбор контрагента или основные моменты проведенной финансовой операции. Организация может также сделать перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов ведения деятельности с высоким риском и представить уточненную декларацию в ИФНС. Если показатели, вызывающие повышенное внимание у инспекторов, не носят системный характер и не связаны с умыслом получения необоснованной выгоды, руководству компании удастся избежать выездной проверки.