Изменения в деятельности аудиторов с начала 2022 года

Автор:
Фото: img.freepik.com


Законодательство по аудиторской деятельности регулярно обновляется, некоторые изменения могут быть интересны и обычным фирмам.


В июле 2021 года в Закон № 307-ФЗ об аудиторской деятельности внесли последние поправки. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2022 г., внес значительные изменения. В частности, был изменен состав субъектов обязательного аудита. Ранее изменения касались аудиторской тайны и были внесены в НК РФ.

Аудит кому сделали обязательным?


Аудит — это независимое исследование финансовой отчетности предприятия, завершающееся вынесением заключения о ее точности. Проведение такой проверки поручают частным фирмам-аудиторам или индивидуальным предпринимателям, которые работают за счёт организации, подвергающейся проверке.


Об audit может быть проведено двумя способами.

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

С 1 января 2022 года индивидуальные аудиторы не могут выполнять обязательный аудит, так как исключены из числа субъектов обязательного аудита (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ).


Аудиторские проверки обязательны для тех, кому это предусмотрено Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.

Потребуемый законом проверка деятельности аудиторов


Согласно Закону № 307-ФЗ обязательный аудит требуется, в том числе, для…

  • общественно значимые организации;
  • бюро кредитных историй;
  • Специалисты финансового рынка.
  • Предприятия, имевшие прошлый год доход от предпринимательской деятельности по налоговому учету более 800 000 000 рублей (без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин).
  • Компании, имеющие в балансе на конец прошлого года сумму активов свыше 400 миллионов рублей.
  • Фонды, получившие в прошлом году имущества, включая денежные средства, на сумму свыше трех миллионов рублей.
  • Организации могут действовать в ситуациях, определённых федеральными законами.

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ установил определение «общественно значимой организации» и перечень таких организаций для проведения аудиторских проверок.


Их число увеличилось. К таковым относят, например:

  • публичные акционерные общества (ПАО);
  • Компания, акции которой торгуются на фондовом рынке.
  • Организации, публикующие бухгалтерскую и финансовую отчетность в проспектах ценных бумаг.
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • Компании, занимающиеся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;
  • бюро кредитных историй;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • государственные компании
  • Организации с долей государственного капитала не менее 25% в уставе (складочном капитале).

С 2023 года аудиторские и сопутствующие им услуги общественным организациям могут оказывать только фирмы, данные которых включены в специальный реестр аудиторских организаций.


В заключении аудиторов помимо положений международных стандартов следует отразить обстоятельства, способные повлиять на точность финансовой отчетности.

Когда секрет аудита становится общеизвестным


Налоговые органы любой категории могут запросить у аудиторов и индивидуальных специалистов документы и сведения о налогоплательщиках, полученные в процессе аудита или сотрудничества с клиентами. Подобные полномочия появились после принятия Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс и начал действовать с 1 января 2019 года. Введенные коррективы фактически лишили значение понятия аудиторской тайны.


Для получения информации инспекция направляет аудитору запрос по решению руководителя или его заместителя ФНС России.


Аудиторы обязаны предоставить в налоговую органы всю документацию, служащую основанием для расчета, уплаты, удержания и перечисления налогов, сборов и страховых взносов в российский бюджет.


Налоговые органы уже интересовались этим вопросом у самого плательщика налога или его агента во время проверки и требовали от него информацию, но получил ее не получили.


Налоговые органы могут запросить информацию при осуществлении проверок.

  • выездной налоговой проверки;
  • Контроль точности расчета и уплаты налогов при операциях между связанными сторонами.


Проверки по камерам не входят в этот список, но могут стать причиной проверок контрольного характера.


Инспекторы ФНС могут запросить у аудиторов перечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступит официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства, с которым РФ подписала международный договор об обмене информацией.


Аудитор обязан предоставить налоговым органам информацию и документы в течение десяти дней после поступления запроса.


Непредоставление информации аудиторам влечет административную ответственность. Штраф за это нарушение может составить до десяти тысяч рублей согласно КоАП РФ.

Аудитор может информировать клиента о полученном запросе, но только при отсутствии в нём указания о запрете разглашения подобной информации.


Аудиторское заключение хранится совместно с бухгалтерской отчетностью в течение срока, установленного для хранения отчетности, минимум пять лет после года составления отчета (п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Требования к минимальной численности аудиторов


Для вступления в Союз саморегулируемых организаций аудиторов в компании должно быть не менее трёх аудиторов, работающих по трудовым договорам. С первого июля 2022 года эти аудиторы должны состоять в штате аудиторской фирмы по основному месту работы. Такая информация должна быть доступна проверяющим.

Сайт аудиторов


Аудиторским компаниям теперь обязательно нужно размещать сайт и публиковать данные об своей работе на нём.