
По окончании выездной проверки инспекторы могут принимать решение о проведении дополнительных мероприятий.
В каких ситуациях ревизоры принимают такое решение, сколько продлится проверка и какая информация является ее целью? Можно ли компаниям использовать дополнительные мероприятия в свою пользу? Мария Лоецкая, налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», рассказала об этом в интервью. журналу «Расчету» ответила на эти и другие вопросы.
Правовой статус
Вначале определимся: какие мероприятия дополнительно контролирует налоговая инспекция, и как это описывается в Налоговом кодексе?
После завершения налоговой проверки, если ревизоры составляют акт с выводами об обнаруженных в деятельности компании нарушениях налогового законодательства, предприниматели могут представить возражения на этот акт. После рассмотрения руководством инспекции возражений и возможного принятия решений по ним устанавливаются дополнительные мероприятия налогового контроля.
Если после изучения жалоб ревизоры считают базу доказательств недостаточной, тогда решают провести дополнительные мероприятия.
Налоговый кодекс указывает, что проведение дополнительных мероприятий налогового контроля разрешается только при надобности получения новых доказательств подтверждения уже установленных фактов нарушения закона.
Как часто проводятся мероприятия дополнительного налогового контроля?
Если предприниматели не принимают активного участия в споре с проверяющими по итогам проверки, не предоставляя возражений на акт налоговой проверки или представляя их формально, и из предоставленной документации инспекторы не делают выводов о неполноте исследования фактов деятельности предприятия в ходе выездной проверки. В таком случае дополнительных мероприятий не проводят.
В Налоговом Кодексе прописано, какие аспекты могут осматривать контролёры во время дополнительных проверок.
Налоговый кодекс РФ устанавливает жесткие ограничения для ревизоров. В ходе такой проверки контрольные органы запросят документы у компании, ее контрагентов и третьих лиц. Ревизоры могут опрашивать свидетелей и направлять собранные доказательства на экспертизу.
О каком именно контроле идёт речь, или же Налоговый кодекс предоставляет инспекторам право на проверку всех действий организации?
Основное отличие выездной проверки от мероприятий допконтроля состоит в том, что ревизоры при дополнительном контроле могут проверять факты деятельности компании только по уже рассмотренным обстоятельствам. Налоговая служба не имеет права обнаруживать новые нарушения.
Может быть, действия ревизоров ограничиваются лишь выяснением ранее принятого решения?
В реальности встречаются ситуации, отличные от общепринятых правил. Обычно инспекторы обращаются к компаниям с требованием или встречным требованием от контрагента или третьих лиц. В ходе выездных проверок директор компании или её сотрудники могут быть допрошены, но инспекторам может потребоваться подкрепить свою позицию, поэтому вновь высылаются повестки тем же лицам. Нередко налоговый орган выходит за рамки уточнения информации и стремится обнаружить новую фактуру.
В чем заключается правовое регулирование поиска новой фактуры?
Успех налогоплательщика зависит от его позиции и активности. Как и в большинстве фискальных споров, судьи оценивают весомость действий ревизоров. Если арбитр или ревизоры из вышестоящей инстанции ФНС посчитают действия инспекторов нарушением, это может быть учтено. В целом, по статистике, это скорее исключение.
Какой нормативный акт устанавливает число мероприятий дополнительного контроля?
Статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что руководитель налоговой службы может принять решение о дополнительном контроле в течение месяца после рассмотрения материалов проверки. В тексте кодекса не обозначено количество возможных подобных мероприятий. Впрочем, если следовать тексту прямо, слово «решение» употреблено в единственном числе.
Оформите подписку на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на первый квартал 2021 года! Скачать счет на подписку
Первый, второй и последующие…
Каковы последствия завершения процедуры налогового контроля?
Дополнительная проверка длится не более месяца с момента решения. Ревизоры обычно завершают работу в течение этого срока. Затем составляют дополнение к акту на основе новых данных. С ними знакомится налогоплательщик. После этого проводится повторное рассмотрение материалов проверки. Если компания снова предоставит возражения, может быть назначена ещё одна дополнительная проверка.
Это может продолжаться бесконечно?
В теории – да!
Чаще всего инспектора проводят одно дополнительное мероприятие контроля, но иногда случаются ситуации, когда проверок бывает несколько.
По нашим наблюдениям, повторных допромеров ещё не проводилось. В суде встречались случаи, когда налоговые органы неоднократно назначили мероприятия дополнительного контроля.
Спором, рассмотренным Верховным судом РФ, стало дело № А34-2053/2019, по которому 30 ноября 2020 года было вынесено Определение № 309-ЭС20-15596.
В прошлом году в ноябре Верховный суд вынес решение по кассационной жалобе в деле о допконтроле. Арбитражный суд поддержал ревизоров, а компания стремилась признать мероприятия допконтроля недействительными.
В случае доначисления налогов инспекцией в спорном споре с бизнесом судьи могли бы признать действия незаконными.
Важно также учесть второй аспект рассматриваемого конфликта: ревизоры во время дополнительных мероприятий выполняли действия, не применяемые ими ранее, уточняя факты хозяйственной деятельности компании. Такой подход, по моему мнению, позволяет контролерам проводить подобные мероприятия неограниченное количество раз до получения полной и надлежащей доказательной базы.
Какие решения приняли нижестоящие суды? Согласны ли судьи с требованием компании?
Компания получала отказ в признании действий и решений инспекторов незаконными. В судах компания не добилась успеха, все решения были в пользу ревизоров.
Решает ли это постановление Верховного суда, о котором мы говорим, аналогичные споры в рамках сложившейся практики?
Общая позиция – да! Дополнительные мероприятия не позволят увеличить сумму доначислений. Что касается самого определения, то есть один практический аспект для компаний, которые активно ведут споры с ревизорами и считают, что инспекторы не учли все, например, кого-то не допросили. Такие компании могут ходатайствовать о проведении повторных дополнительных мероприятий налогового контроля.
В последнее время наблюдается негативное для бизнеса явление: во время проверки, когда налоговые органы изучают собранную информацию и обнаруживают свидетельства в пользу компании, данные могут быть отражены не полностью или скрыты от плательщика налога, например, протоколы допроса. В таких ситуациях дополнительные мероприятия налогового контроля стали бы полезными для плательщиков налогов.
Какие шаги должна предпринять компания, чтобы самостоятельно запускать дополнительные мероприятия контроля?
Важно отметить, что на настоящий момент подобный механизм отсутствует. Это наше предположение о том, как компания могла бы действовать, обладаю информации, не отраженной в итогах выездной проверки.
Как компания может запросить у ревизоров проведение дополнительных контрольных мероприятий?
Для полной картины в письменных возражениях можно запросить приобщить показания конкретного свидетеля, который мог бы способствовать выяснения обстоятельств сделки. Кроме допроса, компания может попросить истребовать документы или провести экспертизу.
Налоговая служба может не разрешить компании осуществлять указанные действия.
Конечно, это так. Но если ревизоры не учитывают возражения бизнеса, то при рассмотрении споров в налоговом органе можно заявить об этом устно. Даже если инспекторы не обратят внимания на информацию компании, предприятие может использовать этот момент для выгоды. Например, при подаче апелляции в вышестоящий налоговый орган или в суд нужно прямо указывать на то, что ревизоры проигнорировали предложение о проведении дополнительных мероприятий, подтвердив это документально.
Разграничение полномочий
Рассмотрим еще одно дело, недавно изученное судьями: в споре арбитражные суды поддержали позицию компании. Речь идет о Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2020 года № Ф06-65169/2020 по делу № А55-32444/2019.
Компания оспаривала утверждение о проведении контролерами в ходе дополнительных мероприятий фактически новой выездной проверки. Судьи указали контролерам, что подобные действия недопустимы.
В ходе дополнительных мероприятий бизнес может сфокусироваться на анализе запросов документов, выбора участников допроса и содержания поставленных вопросов со стороны инспекторов.
Да, всё верно. Недавно у нас возникла ситуация: ревизоры при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля запросили все счета-фактуры за проверяемый период. С клиентом мы подготовили ответ, где указали, что считаем незаконным истребование всех счетов-фактур за проверяемый период, потому что в рамках доппроверки можно запрашивать только документы, касающиеся эпизодов, изложенных в акте. Поэтому компаниям действительно стоит внимательно оценивать требования налоговиков в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, чтобы уточнение уже выявленных фактов не превратилось в новую выездную проверку.