
Бизнес-сообщества, организации по защите интересов компаний, государственные структуры – все участвовали в дискуссии о подходах к проведению амнистии по дроблению бизнеса. К концу мая Минфин представил проект поправок, включающий амнистию по дроблению бизнеса. В этой статье мы собрали предложения, выносившиеся на общественное обсуждение, и итоговое предложение Минфина.
Первое, с чего следует начать, – это отсутствие определения дробления бизнеса в налоговом законодательстве. В результате компании разделяются, а налоговые инспекторы ищут признаки незаконного дробления во время проверок. При обнаружении таких признаков доначисляют налоги.
Нехватка правовых актов, регулирующих размолот, в прошлом.
Несколько лет одним из самых обсуждаемых вопросов дробления является фактическое признание схемы налоговым законодательством. Активисты рынка не знают, какое их действие может быть сочтено инспекторами незаконным дроблением.
Судебные решения обозначили границы разделения компаний, но четких правил о допустимых действиях организаций и ответственности инспекторов нет. Установка юридических границ между видами бизнеса может быть рискованной, поскольку предприниматели, стремящиеся избежать уплаты налогов, могут использовать точность формулировок для поиска лазеек и получения незаконных налоговых льгот.
Предложение Министерства финансов ставит точку в этих дискуссиях.
Распад бизнеса представляет собой разрыв единой предпринимательской деятельности между несколькими формально независимыми участниками (организациями, индивидуальными предпринимателями). Контроль над каждым из участников осуществляется одними и теми же лицами с целью снижения налоговых выплат через применение специальных налоговых режимов.
Из данного определения вытекает наличие нескольких четких признаков у дробления.
-
подконтрольность компаний;
-
номинальная самостоятельность;
-
Главный мотив — достичь налоговых преимуществ.
Как будет устроена амнистия?
Процедура будет выглядеть следующим образом: амнистия распространится на период с 2022 по 2024 годы. Доначисления, которые могли бы выписать инспекторы, отменены при добровольном отказе компаний от дробления за период 2025–2026 годов.
В случае если плательщики налогов добровольно откажутся от дробления бизнеса в период с 2025 по 2026 год при условии выполнения требований данной статьи, ответственность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанных в статьях 119, 120 и 122 Налогового кодекса РФ, возникшую за периоды с 2022 по 2024 год из-за разделения бизнеса, может быть снята.
Решения инспекций, принятые до 2025 года, останутся действующими. Документ, разработанный Министерством финансов, указывает: «Прекращение обязанности не касается решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенных по результатам проверок, которые вступили в силу до дня вступления настоящего закона».
Если проверка за период 2022–2024 годов уже проводилась, а решение ещё не принято, то вступление в силу раздела о дроблении бизнеса будет приостановлено с момента вступления настоящего закона в силу.
Приостановление не лишает налогоплательщика права оспорить решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки и порядке, также оно не прекращает течение сроков на обжалование решения налогового органа.
Рассмотрим ещё несколько ситуаций, в которых может оказаться компания. перечислим их по пунктам.
В период с 2022 по 2024 год проверка состоялась, дробление было установлено, но решения принято не было. За период с 2025 по 2026 год проверку провели, дробления не обнаружили.
С началом действия решений о привлечении к ответственности за нарушения налогового законодательства возмещение налогов, пеней и штрафов, начисленных за период 2022–2024 годов, прекращается.
Если проверка за 2022-2024 годы состоялась, а новая за периоды 2025 и 2026 годов инспекторами не назначена, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращается с 1 января 2030 года.
Проверка с 2022 по 2024 год завершилась, дробление было установлено, но решения принято не было. Проверка с 2025 по 2026 год выполнена, дробление снова установлено.
Решение, которое ещё не действует, начнёт применяться вместе с новым решением инспекторов после проверки за 2025 и 2026 годы.
В этом случае Минфин делает оговорку: при установлении за налоговые периоды 2025 и 2026 годов факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, установленная по результатам проверок за периоды 2022–2024 годов, прекращается в соответствующей части.
И еще одно положение.
В случае отказа налогоплательщика от дробления бизнеса только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за 2025 и (или) 2026 год, обязанность по уплате налогов за периоды 2022–2023 годов, пеней и штрафов <…> может быть прекращена при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также за 2024 год до даты вступления в силу <…> решения о привлечении <…> к ответственности <…>.
Проверка за двадцать второго-двадцать четвертого годов состоялась, дробление установлено, по ней принято решение о приостановлении.
Предприятие больше не функционирует, начата ликвидация, реорганизация или банкротство.
В данном случае обязанность по оплате налогов, пеней и штрафов, появившаяся после проверки за 2022–2024 годы, отменяется.
Если после ликвидации или реорганизации налоговым органом установлено продолжение деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса иной группой лиц в 2025 и 2026 годах, то на эту группу лиц возлагается обязанность по уплате налогов, указанных в решении за периоды 2022–2024 годов.
В завершении отметим, что к моменту подготовки данного материала законопроект Министерства финансов был утвержден правительственной комиссией по законопроектной работе.