Проект нового КоАП, который опубликовало Министерство Юстиции, расширяет практику использования предупреждений в качестве наказания. Эта мера во многих случаях должна будет заменить штрафы. Облегчение последует и для бизнеса, которому законодатели сократили максимальные сроки административного ареста. Кроме того, у властей пропадёт возможность привлекать компанию и её должностное лицо за совершение одного и того же административного правонарушения одновременно. И тем не менее, у юристов остаются вопросы к инициативе Минюста.
Министерство юстиции разработало проект нового административного кодекса. Информация об этом появилась на официальном портале нормативно-правовых актов. Сейчас законопроект находится на стадии проведения публичных обсуждений.
Как отмечают в самом Минюсте, ведомство дорабатывало законопроект, учитывая замечания и предложения, которые поступили от заинтересованных госорганов и организаций в ходе проходившего в феврале этого года публичного обсуждения. Кроме того, министерство учло результаты проходившей тогда же независимой антикоррупционной экспертизы.
Важно
Минюст отказался от увеличения как размеров наказания, так и сроков давности привлечения к ответственности в новом проекте КоАП. Размеры штрафов останутся в тех же пределах, что и сейчас. Общий срок давности, как и сейчас, будет составлять один год. Ведомство отмечает, что изменит лишь «юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы Общей части проекта нового КоАП с целью сделать ее более удобной и простой».
Наказывать по-новому
В случае принятия проекта, будут сокращены предельные сроки обязательных работ — с 200 часов до 60, а также расширен перечень лиц, к которым такое наказание применяться не будет. Сюда относятся родители с детьми младше 14 лет и родители детей инвалидов, а также те, кто осуществляет уход за инвалидом первой и второй групп и сами дети-инвалиды. Под исключение попадают также лица, болеющие заболеваниями, которые препятствуют отбыванию административного ареста.
Новый проект также предусматривает исключения из общего годичного срока давности по ряду составов административных правонарушений. Имеются в виду те, которые совершили орган или должностное лицо и срок давности которых меньше двух месяцев. Сюда также относятся те административные правонарушения, срок по которым меньше, чем три месяца или более одного года.
Важно
В новый проект КоАП включена также презумпция невиновности (ст. 1.12). Как отмечают в Минюсте, изначально этот пункт не был включён в проект нового КоАП, поскольку должен был появиться в проекте Процессуального КоАП (ПКоАП). Но в процессе публичного обсуждения на это обратили внимание Российский союз промышленников и предпринимателей, а также «Опора России». В Минюсте добавили, что процессуальный КоАП раскроет вопросы реализации принципа презумпции невиновности. В ведомстве также отмечают, что новый КоАП расширяет практику использования предупреждений в качестве административного наказания.
Особенная часть проекта содержит 263 нормы, которые предусматривают возможность назначать предупреждение, в то время как в текущем Кодексе их 156. Такой механизм будет во многом заменять назначение штрафа. Особенно это касается наказаний юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также работающих на них сотрудников при проведении проверок: государственного контроля, муниципального контроля, а также государственного или муниципального финансового контроля. Такая мера будет применяться в случаях, когда лицо совершило правонарушение впервые. Кроме того, такое правонарушение не должно относиться к категории грубых и иметь отягчающие обстоятельства.
Обратите внимание
Кроме того, теперь будет больше случаев, когда можно будет уплатить половину наложенного административного штрафа. Эта мера не будет распространяться на грубые правонарушения, перечисленные в п. 2.3 (связанные с экстремизмом, коррупцией, оборотом оружия, неповиновением с сотрудником полиции и т.д.) и на некоторые правила ПДД (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора). Оплатить такой «скидочный» штраф можно будет в течение двадцати дней после вынесения постановления по делу. Но если копия постановления о назначении штрафа поступила с опозданием, его можно будет оплатить по истечении этого срока.
Также проект нового КоАП предусматривает правило, по которому за негрубые административные правонарушения будет назначаться штраф, а остальные меры наказания будут применяться уже в случае совершения повторного деяния. Кроме того, нельзя будет назначать несколько административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, за которые привлекают по одной и той же статьей Особенной части КоАП. Помимо этого, согласно ст. 3.6 проекта, судам предоставится возможность не признавать отягчающими любое из обстоятельств, включённое в соответствующий перечень.
Анализируя эффективность введённых наказаний за правонарушение, юристы говорят, что «на число правонарушений влияет множество факторов, и размер возможной ответственности является только одним из таких факторов». По словам экспертов, снизить число правонарушений поможет изменение подходов к контрольно-надзорной деятельности (ориентация на предупреждение правонарушений, а не на их фиксацию), а также отмена устаревших и ненужных обязательных требований.
Компанию и руководство накажут порознь
Часть 12 статьи 2.11 Проекта нового КоАП исключает возможность привлекать компанию и её должностное лицо одновременно за одно и то же административное правонарушение. Это правило предусматривает два случая: когда можно назначить разные виды административного наказания — отдельно для юридического, отдельно для должностного лица, а также когда одно из них освобождается от наказания из-за того, что его нельзя исполнить.
К первому случаю относится, например, назначение штрафа для компании и дисквалификация для её должностного лица. Ко второму — когда юрлицо неплатёжеспособно, и с него из-за этого нельзя взыскать штраф. Тогда штраф будут назначать должностному лицу компании.
Обратите внимание
Кроме того, новый проект сокращает максимально-допустимое количество дней административного ареста до 30, вместо действующих сейчас 90. Часть юристов считает, что это позволит сделать применение санкций к бизнесу более справедливым. Сокращение предельного срока административного запрета деятельности до 30 дней также должно благотворно сказаться на бизнес, поскольку имеющийся сейчас 90-дневный срок приостановления деятельности является явно чрезмерным. Другие более скептичны: 30 суток приостановления, конечно не 90 суток, однако бизнес может и этого не выдержать, как показала практика самоизоляции. Кроме того, данная мера не так часто применялась к реальному бизнесу, поэтому замену 90 суток на 30 не стоит считать сильным смягчением.
Зато важным моментом для бизнеса все эксперты считают то, что закон предполагает установление трёхмесячной отсрочки вступления в силу изменений в КоАП. Бизнесу в любом случае потребуется учитывать новый КоАП. Благодаря отсрочке на вступление в силу изменений, у бизнеса будет больше времени для приведения своей деятельности в соответствие с новыми изменениями, заключают эксперты.
Штрафы за несдачу бухотчетности смягчены
Теперь размер штрафа будет зависеть не только от того, подлежит ли отчетность обязательному аудиту, но и от длительности опоздания. Потолок — 700 тысяч. Новые штрафы будут действовать лишь для юрлиц, должностным же останутся виды кары, существующие и сейчас.
Статья, предусматривающая санкции за несдачу бухотчетности и аудиторского заключения о ней (в случае обязательного аудита), в новой версии проекта значится под номером 29.28. Свое обещание «смягчить» власти сдержали. Изначально планировалось, что, если отчетность подлежит обязательному аудиту, утаившее ее юрлицо рискует суммой до 1,5 млн, а опоздавшее с ее сдачей – до 500 тысяч. Если не подлежит – до 300 тысяч несдача до конца года, и до 200 тысяч – опоздание (независимо от длительности «просрочки»). Немалые штрафы грозили также и должностным лицам (от 50 до 200 тысяч).
Теперь градация штрафов зависит от срока задержки. Для аудируемой отчетности и АЗ:
- опоздание не более чем на 10 дней – 5-10 тысяч для юрлиц;
- не более чем на 30 дней – 20-30 тысяч;
- более чем на 30 дней – 300-500 тысяч;
- непредставление до 31 декабря года, следующего за отчетным годом, включительно – 500-700 тысяч.
Если отчетность не подлежит обязательному аудиту:
- задержка более чем на 30 дней – 50-70 тысяч;
- несдача или представление в неполном составе – 100-200 тысяч.
Все штрафы предусмотрены только для юрлиц, а у должностных лиц поводов бояться останется не больше, чем сейчас. И, как видим, без наказания останется опоздание с неаудируемой отчетностью до 30 дней.
Грубые нарушения в бухучете
В новую статью 29.27 перенесены все положения статьи 15.11 действующего КоАП о последствиях грубого нарушения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности. Ни штрафы, ни критерии не меняются. Напомним, что это наказание касается, как раз, должностных лиц. Кстати, состав включает отсутствие аудиторского заключения, когда оно обязательно.
Смягчены антиотмывочные штрафы относительно первоначальной версии проекта, однако составы неидентичны нынешним, поэтому расскажем об этом чуть позже отдельно.
«Антиотмывочные» санкции конкретизируют ужесточат
Остановимся подробнее на наказаниях за «антиотмывочные» нарушения. Сейчас для этого существует статья 15.27, которая состоит из пунктов для конкретных видов нарушений:
- внутренний контроль (отдельно – таковой для банка), не повлекший несообщения сведений «куда надо» (до 100 тыр юрлицам, до 30 – должностным), и отдельно – повлекший (до 400 тыр юрлицам, до 15 тысяч – должностным);
- блокировки (до 500 тысяч юрлицам, до 40 тысяч – должностным);
- несообщение сведений об отказе работать с клиентом (до 500 тысяч юрлицам, до 40 – должностным);
- тгнорировапн ие запроса Росфинмониторинга насчет операций или бенефициарных владельцев клиента (до 500 тысяч юрлицам, до 50 – должностным);
- еще несколько видов нарушений, которые могут допустить организации, работающие с денежными средствами и иным имуществом клиентов.
Универсальный штраф
В новом проекте «антиотмывочной» группе нарушений будет посвящена статья 30.3. Как и в предыдущей версии проекта нового КоАП, основная новация – ответственность для любых лиц за неисполнение требований антиотмывочного законодательства вообще (за исключением ряда конкретных случаев, вынесенных в отдельные пункты, которых в новой версии стало больше). Так вот, любое другое малейшее нарушение, не предусмотренное в пунктах 2-10 новой статьи 30.3, будет грозить юрлицам и ИП штрафом 20-50 тысяч рублей.
Важно
В отличие от предыдущей версии, в отношении должностных лиц будет возможно только предупреждение (в прежний проект были заложены также штрафы 10-20 тысяч рублей для должностных, а для ИП и юрлиц штрафы были в разы выше, чем в новой редакции – 50-100 тысяч).
Все штрафы по данной статье не будут касаться банков (им готовится свой комплект наказаний).
Особые случаи
Теперь – об упомянутых пунктах 2-10, за нарушения по которым предусматриваются отдельные штрафы:
- нарушения идентификации – предупреждение или штраф для должностных лиц 20-40 тысяч рублей; ИП и юрлиц – 50-100 тысяч;
- непредставление сведений о контролируемых или подозрительных операциях, а равно невыявление подозрительных операций и нефиксирование сведений – для должностных лиц 20-40 тысяч рублей (без альтернативы в виде предупреждения); ИП и юрлиц – 50-100 тысяч;
- нарушения при сообщении в компетентный орган – предупреждение или штраф для должностных лиц 10-40 тысяч рублей; ИП и юрлиц – 20-50 тысяч. Причем, за это рядовые сотрудники будут отвечать так же, как и должностные лица (об этом – примечание к статье 30.3);
- прегрешения против блокировок – штраф для должностных лиц 30-40 тысяч рублей или дисквалификация до года; ИП и юрлиц – 300-500 тысяч;
- «игнор» запроса Росфинмониторинга – штраф для должностных лиц 30-50 тысяч рублей; ИП и юрлиц – 100-500 тысяч;
- и еще несколько более «узких» случаев.
Обратите внимание
Адвокатам, нотариусам, бух- и юрфирмам, аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам уготовано отдельное наказание (пункт 7) за любое антиотмывочное нарушение – 50-100 тысяч рублей. Но может повезти, и как вариант можно будет получить лишь предупреждение. Это осталось в том же виде, что и в первоначальном проекте.
Также и отдельный штраф для организаций, работающих с денежными средствами или другим имуществом, за препятствия проверкам. С единственной разницей – повышен «потолок» для юрлиц и ИП до 300 тысяч. Но для фирм это все равно приятнее, чем нынешний штраф за то же самое, достигающий 1 млн рублей.
Ответственность за вакцинацию
Среди нововведение стоит отметить положения ст. 10.1 проекта, которая регулирует вопросы нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Важно
В частности, она предусматривает наказание за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Для граждан это будет либо предупреждение, либо штраф в размере от 100 до 500 руб. Должностным лицам и ИП придётся отдать от 500 руб. до 1 000. Для юридических лиц диапазон штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб. Для ИП и компаний также предусмотрен административный запрет деятельности на срок до 30 суток.
В период карантина или профилактических ограничений, штраф за те же действия вырастет. Для обычных граждан он составит от 15 000 до 40 000 руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 150 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб. Последним двум могут запретить вести деятельность в течение следующих 30 дней.
Ценник для проштрафившихся подрастет, если все те же действия причинят вред здоровью человека или приведут к чьей-либо смерти. Тогда отправной точкой штрафа для физлиц станут 150 000 руб., а максимальное взыскание составит 300 000. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 300 000 до полумиллиона руб., или дисквалифицируют на срок от одного года до трёх лет. Индивидуальным предпринимателям и компаниям придётся отдать сумму от 500 000 до 1 млн руб.
Ответственность также предусматривается за отказ прививаться или проходить обследование. Тогда физическим лицам придётся отдать от 5 000 до 7 000 руб, должностным — от 7 000 до 10 000 руб., ИП — от 10 000 до 20 000 руб., а компаниям — от 20 000 до 30 000 руб.
Во всех случаях, предпринимателям могут запретить вести свою деятельность на срок до 30 дней.
Комментируя вопрос ответственности за прививки, замминистра юстиции Денис Новак заявил Интерфаксу, что «санкции не затронут большинства граждан, которые по тем или иным причинам не прививаются по национальному графику прививок». «Административная ответственность возникает только в случаях, когда появляется обязанность проведения этих мер в соответствии с законом о санитарно-эпидемиологическом контроле», — заключил чиновник.
«А можно потише???»
Часть 6 статьи 14.1 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за нарушение тишины и покоя с 23 часов до 7 часов. В соответствии с предложениями Минюста, это правонарушение отнесено к разряду мелкого хулиганства.
В Минюсте отмечают, что в текущем варианте КоАП есть проблемы фиксации тишины и покоя граждан в ночное время, «то есть в нерабочие часы указанных органов власти». Составлять протоколы о нарушении режима тишины будут сотрудники полиции, а рассматривать дела будут в мировых судах. При этом, привлекать к ответственности можно будет только тех лиц, которые своими действиями проявляют «явное неуважение» по отношению к другим гражданам.
Ранее, в апреле, это положение критиковали в Совете Федерации. В частности, председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас говорил, что нарушением тишины могут стать лай собаки и случайно сработавшая сигнализация автомобиля. Он назвал это положение попыткой «внести в административное законодательство изменения, противоречащие не только духу закона, но и здравому смыслу».
В самом же ведомстве успокаивают, что «привлечение к административной ответственности за указанные деяния будет возможно только в случаях проявления явного неуважения к спокойствию граждан и злостного нарушения тишины в ночное время, в том числе в жилых помещениях».
Мнение юристов
Большинство считает, что несмотря на ряд полезных нововведений, в том числе для бизнеса (исключение одновременной ответственности компании и должностного лица, снижение срока приостановления деятельности), проект «не лишён и недостатков».
Хотя в текущую версию проекта и добавили указание на презумпцию невиновности, вряд ли это или какое-то другое из положений нового КоАП действительно поможет защитить граждан и юридических лиц от несправедливого и необоснованного привлечения к административной ответственности. Но эффективность применения нового кодекса во многом будет зависеть от того, на привлечение к ответственности за какие правонарушения будут делать акцент органы исполнительной власти, а также от того, как суды будут толковать новые нормы.
Обозначенные в проекте понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения уже закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03. 2005 № 5. Правильное применение этих терминов всё равно потребует разъяснения Пленума Верховного суда, т.к. на практике могут возникнуть вопросы о разграничении продолжаемых и длящихся правонарушений.
Пюсы принятия нового КоАП РФ не очевидны в сравнении с минусами от проблем, которые неизбежно возникнут с его принятием. Для того, чтобы практика работы с новым Кодексом устоялась, потребуется много времени. Данный процесс может сопровождаться неадекватными решениями как государственных органов, так и судов. Тогда как действующий КоАП РФ прослужил 17 лет, сложилась практика его применения, т.е. устоялись понятные правила игры.
Тот факт, что в действующий нормативно-правовой акт внесено свыше 4800 поправок, совершенно не означает, что его нужно менять. Скорее всего, новый закон также потребует внесения массы поправок, да еще и становления новой практики.
Говоря о плюсах и минусах инициативы Минюста, юристы полагают, что если доработанная редакция действительно не будет ничего ужесточать, то это само по себе будет положительным моментом», поскольку первоначально представленная редакция предлагала и ужесточить ответственность, и увеличить сроки исковой давности.
Среди плюсов они отмечают появление такого основания для освобождения от административной ответственность как заключение соглашения с Банком России. Это будет некоторый аналог мировых соглашений, только с регулятором.
При этом юристы считают перечень грубых правонарушений непроработанным. Сейчас в него включены несколько групп правонарушений, предусмотренных отдельными главами особенной части. В результате любое правонарушение из упомянутой главы признается грубым. Однако это не всегда обоснованно. В перечень вошли все правонарушения в сфере оборота оружия, в том числе исполнение работником ведомственной охраны должностных обязанностей не в форменной одежде. Максимальная ответственность за такое правонарушение для юридического лица — не более 6 000 руб. Вряд ли это правонарушение следует признавать грубым.
По другим группам правонарушений (в сфере защиты конкуренции, противодействии легализации (отмыванию) доходов и др.) есть схожие примеры, когда максимальное наказание для юридического лица не превышает даже 100 тыс. рублей, но правонарушение все равно считается грубым.
При этом, эксперты призывают не забывать, что КоАП — это только часть подготовленного пакета законопроектов. Не меньшее значение будет иметь то, как будет доработан проект Процессуального КоАП.
В ближайшее время Минюст также намерен опубликовать проект Процессуального Кодекса об административных правонарушениях.