Преимущества для работодателя от осведомленности о инвалидности сотрудника

Автор:
Фото: img.freepik.com


Согласно законодательству, во время найма работник не обязан раскрывать информацию о наличии инвалидности. Работодатель также не имеет права запрашивать документы, подтверждающие или опровергающие ее наличие. Если сотрудник скрыл сведения об инвалидности, работодатель не несет ответственности за соблюдение прав этого работника как инвалида. Но данная ситуация имеет свои нюансы. В этой статье рассмотрим один из возможных рисков для работодателя.

Убытки из-за неосведомленности об инвалидности


21 октября 2024 года Арбитражный суд Красноярского края принял решение по делу № А33-33739/2023, взыскав с работодателя излишне перечисленное пособие по временной нетрудоспособности в пользу СФР.


Компания сообщила о больничном усопшего сотрудника. Фонд выплатил пособие наследнику, затем проверил ситуацию и обнаружил, что работник был инвалидом.


Пособие выдали больше, чем положено, как если бы у работника не было нетрудоспособности.


Фонд считает, что работодатель, не предоставив сведения об инвалидности, нанес ущерб, выдав больничный лист с выплатой большей суммы.


Работодатель отказывается добровольно возвращать переплату, ссылаясь на смерть сотрудника, из-за чего Фонд вынужден был обратиться в суд с иском.

Что решил суд?


Суд первой инстанции принял решение в пользу работодателя, что поддержала апелляция (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.02.2025 по делу №А33-33739/2023). В судебных решениях указано, что работодатель не оповестил СФР о инвалидности работника, из-за чего произошла переплата.


В ответе на иск Фонда работодатель указал, что не знал о нетрудоспособности сотрудника.


Суды посчитали данное обстоятельство недостаточным основанием для предоставления в СФР неточных сведений о страхователе.


Работодатель, как страхователь, несущий ответственность за точность информации, предоставленной заявителю, должен был оперативно обнаружить наличие инвалидности у своего сотрудника.

Выводы


Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанность работника сообщать работодателю о своей инвалидности. На этапе трудоустройства работодатель может требовать только те документы, которые перечислены в статье 65 ТК РФ. Справка об инвалидности или ее отсутствии не указана в этой статье, поэтому работодатель не имеет права просить её предоставить.


Если сотрудник с ограниченными возможностями здоровья не уведомил о своем статусе, привлечь работодателя к ответственности за нарушение его прав невозможно.


Рассматриваемое судебное решение указывает на то, что работодателю выгодно узнавать о наличии инвалидности у сотрудника. В противном случае при оплате больничного листа может возникнуть трудность с «скрытым» инвалидом.


О возможности получить информацию об инвалидности сотрудника законным путем не сказано. Работодатель может только предложить работнику письменно сообщить о наличии у него инвалидности, ссылаясь на дополнительные гарантии для инвалидов. Полагается, что стоит направлять такие письма работникам, по поводу которых есть основания предполагать наличие соответствующего статуса (например, если работник слишком часто берет больничные).

Раздел: Кадры