Ведение учета профилактических расходов

Автор:

Компании в скором времени столкнутся с увеличением расходов на охрану здоровья персонала. Предприятиям потребуется систематически приобретать средства индивидуальной защиты и дезинфицирующие вещества для обработки офисных пространств. Как грамотно учитывать эти расходы?

К концу мая статистические данные демонстрировали ожидаемое сокращение скорости распространения COVID-19.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова во время интервью на телеканале «Россия-1» 17 мая, по информации ТАСС, заявила:

Рост прекратился сегодня, прирост практически отсутствует. Вся страна стабилизируется.

По мере снижения числа заболевших деловая жизнь и производственные процессы постепенно возвращаются к норме. Правительство поэтапно снимает ограничения для разных отраслей экономики в каждом регионе. После 12 мая в Москве рабочие будни начались для компаний из промышленности и строительства. Предполагается, что после 31 мая запрет на работу будет снят и для остальных предприятий.

Профилактика распространения

Чтобы сохранить темп снижения заболеваемости и предотвратить вспышку эпидемии, Роспотребнадзор выпустил для бизнеса рекомендации по организации работы с соблюдением мер безопасности и профилактики. Документ был опубликован 13 мая 2020 года.

По этому вопросу полезно ознакомиться с письмами ведомства от 20 апреля 2020 года № 02/7374-2020-32, от 21 апреля 2020 года № 02/7495-2020-32. В них подробно перечислен перечень мероприятий и действий, которые работодатель должен предпринять для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах.

  • При входе на предприятие работникам необходимо обработать руки антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками. Установите контроль за соблюдением этой гигиенической процедуры.
  • Измерять температуру сотрудников при входе и во время работы с помощью бесконтактных или контактных термометров (электронных, инфракрасных или переносные тепловизоры). При повышенной температуре сотрудника необходимо отстранить его от работы для обследования у врача и, по показаниям, лечения.
  • Необходимо сообщать специалистам о важности соблюдения правил личной и общественной гигиены, включая регулярное мытье рук с мылом или обработку антисептиками на протяжении всего рабочего дня.
  • Необходимо проводить качественную уборку с дезинфицирующими средствами против вирусов, обращая особое внимание на дверные ручки, выключатели, поручни, перила, контактные поверхности (столы и стулья работников, оргтехнику), а также места общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты, помещения и оборудование для занятий спортом и т.п.).
    Рабочие пространства следует обрабатывать каждые два часа.
  • В организации нужно иметь запасы дезинфицирующих средств как минимум на пять дней для очистки помещений и обработки рук сотрудников. Также нужно хранить средства индивидуальной защиты: маски и респираторы, чтобы использовать их в случае обнаружения у кого-либо признаков инфекционного заболевания.
  • Регулярно проводить обеззараживание воздуха в рабочих помещениях с помощью бактерицидных ламп и рециркуляторов.

Кроме рекомендаций Роспотребнадзора некоторые регионы утвердили стандарты безопасности, включающие порядок действий жителей для ограничения распространения коронавируса в период повышенной готовности. Стандарты обязательны, например, для работодателей Московской области и Санкт-Петербурга, установлены Постановлением Губернатора Московской области от 7 мая 2020 года № 227-ПГ и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 апреля 2020 года № 121.

Невыполнение указанных требований влечёт за собой штрафы за нарушение санитарных правил. С 1 апреля ответственность ужесточена. Максимальный штраф для компаний может составить 500 000 рублей, для директора – 150 000 рублей согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Новые расходы

Следование предложенным рекомендациям потребует от работодателей дополнительных затрат на приобретение антисептических и дезинфицирующих средств, маски для работников и гостей, тепловизоры, оборудование для обработки помещений и так далее.

Новые расходы необходимы компаниям для осуществления деятельности и выполнения профилактических мер. К счастью, их можно учесть при расчете налога на прибыль.

Правило действует как для фирм на общем режиме налогообложения, так и для плательщиков, применяющих ЕСХН или УСН. Федеральный закон от 22 апреля 2020 года № 121-ФЗ, вносящий изменения в часть 2 Налогового кодекса, предоставляет это право бизнесу. Изменения действуют с 1 января 2020 года.

Для точного учёта дополнительных расходов на уборку помещений, приобретение дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты, а также медицинского оборудования, предлагаю предпринять следующие действия.

1 шаг

Составить и выпустить внутренний документ с санитарно-гигиеническими требованиями к работникам, условиями допуска на предприятие, порядком определения лиц для контроля соблюдения противоэпидемиологических мер и другими требованиями безопасности. Информировать всех сотрудников о документе.

Этот документ не должен нарушать рекомендации Роспотребнадзора и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7.

2 шаг

Внести изменения в учетную политику для целей налогового учета, уточнив отнесение к расходам на охрану труда затрат, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
К таким тратам относятся расходы на антисептики или санитайзеры, маски, респираторы, тепловизоры, бахилы и прочие средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха, а также затраты на дополнительную уборку и дезинфекцию помещений.
Каждый вид расходов отнести к «прочим расходам, связанным с производством и реализацией», или в состав «материальных расходов», согласно подпунктам 2, 3, 6 пункта 1 статьи 254, подпунктами 7, 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

3 шаг

Внести изменения в локальные документы: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовые договоры, положения о противоэпидемиологических мероприятиях и санитарные требования для ограничения распространения новой коронавирусной инфекции.

Виктория Языкова занимает должность руководителя отдела «Аудит» в ООО «КСК Аудит».

Раздел: ИП