Госдума в третьем чтении приняла законопроект, изменяющий Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Как теперь открывать компанию, узнал у экспертов. журнал «Расчет».
Изменения правил касаются работы нотариусов при взаимодействии граждан, желающих открыть бизнес, с органами регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Благодаря поправкам устанавливается способ отправки документов о создании предприятий в регистрирующий орган и сроки их обработки. Это упростит процедуру создания новых компаний и регистрацию россиян как индивидуальных предпринимателей, — отмечает Юрий Шиповаленко, консультант Департамента юридической практики Alliance Legal CG.
Оформите подписку на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на второе полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку
При регистрации юридического лица документы можно передать в инспекцию несколькими способами: лично в налоговую, через МФЦ, а также почтой с объявленной ценностью и описью вложения.
Для новоиспечённой компании или регистрации ИП доступны дополнительные инструменты: Единый портал госуслуг, сервис на сайте ФНС России и мобильное приложение для подачи электронных документов с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Зарегистрировать номинацию через нотариуса возможно сегодня при личном обращении заявителя и всех учредителей. Таким образом, законопроект направлен на сокращение расходов и упрощение процедуры создания компании и ИП, — уточняет Николай Пацков, генеральный директор компании «Конструктор документов FreshDoc.ru».
Принцип регистрации
В настоящее время существующие способы порождают для будущих предпринимателей затруднения и дополнительные траты, например, долгий прием в налоговой инспекции, оформление электронной подписи и тому подобное. Но теперь для регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя достаточно обратиться в ближайшую нотариальную контору.
Законопроект упрощает регистрацию новых компаний: нотариус, заверил подлинность подписи заявления о регистрации юрлица, сам отправит в регистрирующий орган заявление и все нужные бумаги.
Нотариальное удостоверение подписи на заявлении и передача документов в регистрирующий орган будут проводиться в рамках одного действия. Это позволит сэкономить время и деньги при регистрации новой компании или индивидуального предпринимателя, – поясняет Николай Пацков.
Нотариус будет связующим звеном между начинающими бизнесменами и государственными структурами. Регистрация максимально проста: достаточно обратиться к нотариусу с готовым пакетом документов. Нотариус проверит их, удостоверит подпись на заявлении и отправит все бумаги в регистрирующий орган в тот же день по электронным каналам связи.
Особенная формулировка закона
Формулировка закона о сроках отправки документов нотариусом на регистрацию заслуживает внимания. «Отправка бумаг должна быть осуществлена в сжатые сроки, как указано в законопроекте: “незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня”», – поясняет Елена Иванова, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре».
Закон устанавливает сроки завершения регистрации. После изменений через три дня нотариус обязан выдавать предпринимателю готовую документацию. Предприниматель может выбрать формат получения бумаг: электронный или цифровой.
Новые поправки не будут применяться, если действует специальный порядок регистрации некоторых видов предприятий на уровне закона. Например, кредитные организации: в отсутствие особых условий в законодательстве коммерсанты могут обратиться к нотариусам для регистрации новых организаций, указывает Николай Пацков.
Влияние изменений
Регистрация бизнеса через нотариуса предоставляет минимальный риск отказа в госрегистрации из-за ошибок в документах. Нотариус осуществляет полный контроль над пакетом бумаг, проверяет их и указывает на погрешности. Предприниматель не обязан ждать проверки документов инспекторами.
Новый способ регистрации предприятий также экономит время. Безопасность передачи документов – ещё одно достоинство метода, так как отправка бумаг выполняется через электронные каналы связи с использованием электронной подписи нотариуса.
Владельцу предприятия не нужно будет платить пошлину за регистрацию и оформлять доверенность на уполномоченное лицо. «Стоимость нотариальных услуг за регистрационные действия остается неясным вопросом. В проекте закона отсутствуют рекомендованные тарифы», – отмечает Юрий Шиповаленко.
По сути, изменения являются продолжением государственной политики по упрощению проведения правовых действий, например, оформления сделок купли-продажи у нотариуса или ведения корпоративных процессов с его участием, как отмечает Елена Иванова, объясняя плюсы предложений.