
Следственный комитет осуществляет расследование налоговых преступлений. Для выполнения своих полномочий ему требуется информация, которую он получает от налоговых органов по требованию закона. Оспорить действия налоговой инспекции, передавшей материалы следователям, невозможно.
Взаимодействие ФНС и СК
Президент России указом № 1182 от 27 сентября 2010 года поручил Следственному комитету Российской Федерации заниматься расследованием налоговых преступлений. Взаимодействие СК и ФНС РФЭта стадия основывается на пункте 2 статьи 36 НК РФ и Соглашении о взаимодействии между указанными структурами от 13 февраля 2012 года № 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее — Соглашение).
ФНС и СК РФ разработали методические рекомендации для налоговых и следственных органов по выявлению и доказыванию умысла налогоплательщиков в налоговых правонарушениях. Рекомендации опубликованы Письмом ФНС от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@ и содержат описание большинства возможных налоговых схем.
В соответствии с пунктом 3.1.6. Протокола совместного заседания коллегий ФНС и СК РФ от 7 июня 2016 года № 2/4@ региональным управлениям ФНС поручено организовать централизованное направление материалов налоговых проверок, содержащих признаки преступлений по статьям 198 — 199.2 УК РФ, в аппараты территориальных следственных органов СК РФ.
Умышленное нарушение налогового законодательства влечет за собой применение максимального штрафа по статье 122 НК РФ. Это не только нарушение, но и может послужить причиной для открытия уголовного преследования.
Уголовные статьи по налогам
Обнаружение во время проверки доказательств умысла в неуплате или неполной уплате налогов (сборов) приводит к увеличению размера штрафа по статье 122 НК РФ и содействует возбуждению уголовных дел следственными органами (пп. 2 п. 4 Протокола № 1 к Соглашению).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица могут быть привлечены к уголовному наказанию за налоговые преступления согласно статье Уголовного кодекса в следующих случаях.
- Статья 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов индивидуальными предпринимателями или гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
- статья 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
- статья 199.1Агент по перечислениям не выполняет своих обязанностей, предусмотренных бюджетом.
- статья 199.2Скрытие средств и имущества, которые могут использоваться для погашения задолженности по платежам в бюджет.
- статья 199.3Неуплата страховых взносов в Фонд социального страхования по травмам самозанятыми лицами или гражданами, не зарегистрированными в качестве самозанятых.
- Статья 199.4 — неуплата взносов в Фонд социального страхования на случай травматизма организацией.
Какие наказания установлены в этих статьях Уголовного кодекса?
- штраф;
- дисквалификация;
- принудительный труд;
- лишение свободы.
Тем не менее, инспекция также может использовать материалы оперативно-розыскных мероприятий следственных органов. Если такие материалы переданы на стадии предпроверочного анализа, ей остаётся только назначить… выездную проверку и сформировать доказательную базу.
Преступные недоимки для физлица
Уплата налогов и сборов физическим лицом в крупном размере признается уклонением от налогов, если скрытые платежи за три года составили свыше 900 000 рублей.
Эта сумма должна быть больше десяти процентов от сумм, подлежащих уплате в виде налогов.
Сумма считается некрупной, если входит в 10 процентов и не превосходит 2 700 000 рублей.
Считается особо крупным размером штраф в размере 4 500 000 рублей за 3 года, если он превышает 20% от сумм неуплаченных налогов, или 13 500 000 рублей.
Преступные недоимки для юрлица
Для организаций уклонение, совершенное в крупном размере, подразумевает сокрытие платежей за три финансовых года подряд на сумму более 5 000 000 рублей. Также необходимо, чтобы эта сумма превышала 25 % от сумм налогов, которые подлежали оплате.
Сумма до 25%, не превышающая 15 миллионов рублей, не считаются крупным размером.
Сумма более 15 миллионов рублей за три года считается особо крупной при условии, что она превосходит 50 процентов от неоплаченных налогов, или составляет 45 миллионов рублей.
Бухгалтерскому учету: практические случаи, формы документов, рекомендации и пошаговые инструкции.
Что инспекция направит в СК
В пунктах 5-8 Протокола № 1 к Соглашению указан состав материалов, которые передаются в следственные органы.
В Письме ФНС от 6 июня 2012 года № АС-4-2/9338@ «О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета РФ» указано, что материалы проверки нужно направить с сопроводительным письмом. В нем должны отражаться выявленные нарушения налогового законодательства Российской Федерации, включая
- Описание методов обхода налоговых обязательств.
- Всего неоплаченных налогов и сборов.
- Расчёт долгов по налогам и сборам (с разбором по годам и долей недополученных сумм налогов и сборов от общей суммы, подлежащей оплате), если эти долги превышают максимальные суммы невыплаченных налогов, указанные в примечаниях к статьям 198 и 199 УК РФ (крупные и особо крупные размеры).
В течение двух месяцев после окончания срока выполнения требования об уплате налогаЕсли должник не погасит недоимку полностью, а ее размер указывает на возможное налоговое преступление, инспекция передаст материалы в СК. Для этого у неё есть 10 дней с момента выявления факта неисполнения требования (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Передачу информации в СК оспорить не получится
Предоставление материалов проверки следователям не свидетельствует об обвинении компании в преступлениях, как указано судами Верховного суда РФ в Определении от 6 февраля 2020 года № 310-ЭС19-27235.
По результатам проверки организации дополнительно начислено свыше 170 миллионов рублей налогов и штрафов. Предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляцией на постановление налоговой службы, вследствие чего решение инспекции было приостановлено.
В период приостановки работы инспекция передала СК России материалы налоговой проверки. Размер задолженностей соответствовал требованиям для возбуждения дела. Был заведен уголовный процесс.
Компания считала, что возбуждение уголовного дела произошло из-за действий инспекции, и пыталась обжаловать эти действия как неправомерные.
Судьи фирму не поддержали.
Инспекция исполнила свой долг, определённый пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации. В нём говорится о том, что контрольные органы обязаны взаимно информировать друг друга.
- О наличии материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также о налоговых преступлениях.
- о принятых мерах по их пресечению;
- о проводимых ими налоговых проверках.
Между контрольными органами обязателен обмен информацией, а установление факта преступления относится к компетенции следователей.
Налоговые, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также органы внутренних дел и следственные органы выполняют эту обязанность согласно соглашения между собой.